Месячник профилактики суицидального поведения
Месячник профилактики суицидального поведения проходил с 11.09. по 11.10.2017 года
Цель всей работы с обучающимися – учить детей правильно реагировать и осознавать свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, учить преодолевать трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и окружающими, помочь наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышать стрессоустойчивость организма.
11.09 час информирования 1-11 классах «10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийства». «Жизнь прекрасна!». «Ценность жизни». Для создания позитива, повышения эмоционального состояния утром в фойе школы, учащимся, педагогам и всем работникам УО предлагалось выбрать себе цветную улыбку и носить при себе в течение дня.
В течение месячника работали организационные группы из числа подростков (юношей и девушек) по принципу «равный обучает равного».
12.00-16.09. педагогом-психологом проведена профилактическая беседа с учащимися начального звена «Я в этом мире не один», «Путешествие в жизнь».
18.09-22.09. прошли классные часы с педагогом-психологом в форме ток-шоу по всему среднему звену: «Один день жизни».
14.09. классный час с педагогом-психологом из цикла «Жизнь прекрасна!»: «Смысл жизни», «Они достигли своей цели» в 11 классе.
27.09. классный час с психологом из цикла «Жизнь прекрасна!»:
«Мужество быть» в 9 классе.
25.09. классный час с психологом из цикла «Жизнь прекрасна!»:
«Готовимся к жизненным испытаниям» в 10 классе.
11.10. акция по теме «Мы голосуем за жизнь!», «Счастье – жить!», направленные на пропаганду ценности человеческой жизни.
07.10 было проведено занятие с учащимися группы по особенностям бесконфликтного общения в виде дискуссии с трансляцией видеоролика «Осторожно!. Суицид!» о последствиях конфликтного поведения.
30.09. с учащимися группы проведено занятие в форме психологической гостиной «На что потратить жизнь?», где учащиеся имели возможность сформулировать собственные жизненные ценности, объяснить, как эти ценности влияют на жизнь и задуматься о верности определения основополагающих жизненных ценностей.
11.09-11.10 в дошкольных группах детского сада педагогом-психологом совместно с воспитателями групп проводились адаптационные занятия «Давайте жить дружно!», с целью создания зоны ближайшего развития, способствовать психическому и личностному росту ребенка, и, тем самым, помогать ему облегчить процесс привыкания к условиям дошкольного учреждения.
В целях просвещения педагогических работников по проблеме суицида 16.09. педагогом-психологом был проведена лекция (семинар) «Организация работы с учащимися по профилактике суицидального поведения», «Проблема суицида в молодежной среде и пути ее решения», на котором освещались вопросы особенностей профилактической работы по предупреждению суицидального поведения: распознавание факторов суицидального риска, суицидальных признаков и алгоритма действий при их выявлении.
03.10 круглый стол «Суицид! Как его предотвратить.
Памятка родителям
Признаки суицидального поведения
- Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям. Способы сообщения могут носить форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде. Это обычно происходит в форме разговора о суициде, рассуждений о самоубийствах, рассказов о своих проблемах, сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении, просьбы о помощи. Это может быть предпочтение пессимистических, мрачных или суицидных тем в искусстве, литературных произведениях, беседах. Кроме того, намёки на самоубийство могут выражаться и в письменной форме – в письмах, записках, дневнике. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку.
- Характерным признаком является состояние депрессии, которому присущи отсутствие аппетита, бессонница, безразличие, тоска и отчаяние. Следует отметить, что накануне суицида у человека может наблюдаться полная потеря аппетита или, наоборот, импульсивное обжорство; бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.
- Нередко происходит потеря интересов, хобби. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями. Испытывает ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие. Менее интенсивным становится общение с друзьями.
- Наблюдается социальная изоляция, уход в себя. Подросток замыкается от семьи и друзей, уходит от контактов, превращается в человека одиночку. Причём изоляция от друзей и семьи приводит к отсутствию поддержки со стороны близких и сверстников.
- Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками. Отмечается нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы. Всё это приводит к серьёзным проблемам в учёбе (низкая успеваемость, прогулы, опоздания).
- Для человека, намеревающегося совершить самоубийство, характерно:
- поведение, направленное на саморазрушение (попытки самоубийства, безрассудство, частые происшествия);
- вызывающее поведение (уходы из дома, преступность, сексуальная распущенность);
- употребление алкоголя и наркотиков, что повышает вероятность действий, совершаемых под воздействием внезапных импульсов.
- Можно отметить безразличие к своему внешнему виду, небрежность в одежде. Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться.
- Для подростка становится характерным беспокойное поведение, частые смены настроения. Он может быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. Может находиться в подавленном настроении, испытывать постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти. А может проявлять раздражительность, угрюмость, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
- Отмечаются жалобы на здоровье. Частые жалобы на соматические недомогания: на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость.
- Наблюдается поглощенность темами смерти. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке, фильмам и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть, погружен в размышления о смерти.
Другая опасность суицида заключена в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом, «терминальном поведении»: человек приводит свои дела в порядок, раздает свои любимые вещи, при этом часто заявляет о печали и отчаянии.
- Приведение своих дел в порядок – раздаривание любимых вещей, упаковывание, составление предсмертной записки. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
- Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
- Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.
Разумеется, это не портрет будущего самоубийцы, а всего лишь признаки, на которые стоит обратить внимание. В любом случае такое поведение – сигнал о том, что у подростка резко меняются жизненные ориентиры, и окружающим (друзьям, педагогам, родителям) надо уделять ему больше времени, внимания и понимания.
Рекомендации родителям
по предупреждению детских и подростковых суицидов
- Будьте внимательнее к настроению своего ребёнка, поддерживайте его, не ругайте по пустякам, сохраняйте диалог. Чуткий родитель должен почувствовать, что ребёнка что-то тяготит.
- Попытайтесь поговорить с ребёнком, но не навязывайте свою точку зрения и не старайтесь приуменьшить подростковое горе словами: «Ну, ты дурачок еще! Нашел, на что обращать внимание!» Вспомните себя и постарайтесь поговорить по-взрослому.
- Воспринимайте своего ребёнка-подростка всерьёз. Относиться к нему снисходительно нельзя: он уже не на «верхнем уровне детскости», а на «нижнем уровне взрослости».
- Не бойтесь говорить об этом. Большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность и подозрительность подростка. Открытое обсуждение с ребёнком проблем и планов, в свою очередь, снимает эту тревожность и укрепляет доверие подростка к вам.
- Необходимо уделять больше времени внимательному выслушиванию своего ребёнка и стараться понять, что он на самом деле имеет в виду и о чем думает. Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте: «Я слышу тебя».
- Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать собеседника за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете его слова всерьез.
- Если его слова вас пугают, скажите об этом прямо. Его поздно оберегать: ему нужна помощь, а не фальшивые заверения о том, что всё в порядке.
- Не вдавайтесь в философские рассуждения, не полемизируйте о том, хорошо или плохо совершать самоубийство. Не пытайтесь выступать в роли судьи.
- Задавайте вопросы, обобщайте: «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...». Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.
- Не пытайтесь сразу броситься разуверять его или утешать общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Не давите на него. Не говорите: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить!». Но покажите, что его судьба вам не безразлична.
- Подчёркивайте временный характер проблем. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы – сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации. Дайте почувствовать ребенку, что вам не безразличны его проблемы. Отстаивайте точку зрения, что самоубийство – неэффективный способ решения проблем.
- Заключите «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом.
- Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребёнок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернётся к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы.
- Ограничьте доступность средств самоубийства. Не оставляйте там, где находится подросток, собирающийся совершить суицид, лекарства и оружие.
- Не бойтесь попросить о помощи. Обратитесь вместе с подростком в психоневрологический диспансер, к подростковому психиатру. Помните! Обращение к специалисту может спасти вашему ребёнку жизнь.
Телефоны доверия в Минске:
- для взрослых – 290-44-44; для детей и подростков – 315-00-00 (круглосуточно);
- кризисная телефонная информационная линия по проблемам семьи и детей Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей – 247-32-32.
Что могут сделать родители
для профилактики суицидального риска у подростков
Для предупреждения подростковых суицидов можно сделать многое.
Исследование ученых показало, что почти половина учащихся делятся своими депрессивными переживаниями с родителями. При этом многие самоубийства подростков происходят дома, причем родители часто находятся буквально в соседней комнате. Было выяснено, что в большинстве случаев подростковых суицидов дефицит общения между родителями и детьми был важным фактором в их желании покончить с собой.
- Вообще подавляющее большинство детских самоубийств полностью лежит на совести родителей. Именно недостаток общения приводит к этим страшным, совершенно недетским поступкам. Любому ребенку нужна помощь в развитии собственного «я», ему нужен человек, с которым он может поделиться проблемами. Вот почему так важно общаться с ним на самые разные темы. Вы должны стать другом для него, а он отплатит доверием со своей стороны.
- Откажитесь от авторитарности и приказного тона в общении с ребенком-подростком. Стройте отношения на основе договора, просьб, объяснений.
- Очевидно, что улучшение взаимоотношений в семье может снизить частоту самоубийств у подростков. В противном случае, если родители вместо искреннего отклика на заботы и волнения своих детей будут использовать свой формальный авторитет, такие эксцессы будут учащаться.
- Детям и родителям для более эффективного общения вовсе не обязательно соглашаться всегда и во всем. Если возникают различия во взглядах, то тем и другим важно показать словом и жестом, что между ними сохраняются безусловная любовь и поддержка.
- Не стоит забывать и о том, что многие жизненные трагедии подростка для разумного взрослого человека кажутся пустяковыми. Поэтому, разговаривая с ребенком, нужно серьезно относиться к любым его незначительным трудностям в общении со сверстниками, в учебе, в отношениях с учителями.
- Если ваш ребенок замкнут, не имеет друзей, прогуливает школу – это серьезный повод для беспокойства. В этом случае необходимо поговорить не только с ним самим, но и с учителями, одноклассниками. Важно понять причину такой закрытости.
- Зачастую причиной самоубийства могут стать частые родительские ссоры. Нельзя забывать, что психика подростка не такая крепкая, и он просто может не вынести частые переживания. Если ваш сын или дочь стали свидетелями чего-то подобного, необходимо поговорить с ними, объяснить, что такое иногда случается.
- К сожалению, проблемы общения детей и родителей нельзя решить одним разговором, на который взрослые решились лишь тогда, когда ребенок уже подошел к опасной черте. Все это нужно было делать раньше. Поэтому в критических ситуациях лучше обратиться к психотерапевту, который поможет разрешить конфликт.
Как выявить у своего ребенка суицидальный риск
(профилактика самоубийств)
Важно помнить, что профилактика самоубийств – это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Как и любая наука, она постижима для каждого.
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеет:
- учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
- влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
- анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям, немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти:
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
- можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
- смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять;
- я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
- выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
- я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Признаки, по которым можно распознать подростка,
намеревающегося совершить суицид
Внимание!
Как же узнать о том, что ваш ребёнок хочет совершить попытку самоубийства? Вот основные признаки суицидальных намерений:
- Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям. Способы сообщения могут носить форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде. Это обычно происходит в форме разговора о суициде, рассуждений о самоубийствах, рассказов о своих проблемах, сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении, просьбы о помощи. Это может быть предпочтение пессимистических, мрачных или суицидных тем в искусстве, литературных произведениях, беседах. Кроме того, намёки на самоубийство могут выражаться и в письменной форме – в письмах, записках, дневнике. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку.
- Характерным признаком является состояние депрессии, которому присущи отсутствие аппетита, бессонница, безразличие, тоска и отчаяние. Следует отметить, что накануне суицида у человека может наблюдаться полная потеря аппетита или, наоборот, импульсивное обжорство; бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.
- Нередко происходит потеря интересов, хобби. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями. Испытывает ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие. Менее интенсивным становится общение с друзьями.
- Наблюдается социальная изоляция, уход в себя. Подросток замыкается от семьи и друзей, уходит от контактов, превращается в человека одиночку. Причём изоляция от друзей и семьи приводит к отсутствию поддержки со стороны близких и сверстников.
- Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками. Отмечается нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы. Всё это приводит к серьёзным проблемам в учёбе (низкая успеваемость, прогулы, опоздания).
- Для человека, намеревающегося совершить самоубийство, характерно:
- поведение, направленное на саморазрушение (попытки самоубийства, безрассудство, частые происшествия);
- вызывающее поведение (уходы из дома, преступность, сексуальная распущенность);
- употребление алкоголя и наркотиков, что повышает вероятность действий, совершаемых под воздействием внезапных импульсов.
- Можно отметить безразличие к своему внешнему виду, небрежность в одежде. Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться.
- Для подростка становится характерным беспокойное поведение, частые смены настроения. Он может быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. Может находиться в подавленном настроении, испытывать постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти. А может проявлять раздражительность, угрюмость, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
- Отмечаются жалобы на здоровье. Частые жалобы на соматические недомогания: на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость.
- Наблюдается поглощенность темами смерти. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке, фильмам и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть, погружен в размышления о смерти.
Другая опасность суицида заключена в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом, «терминальном поведении»: человек приводит свои дела в порядок, раздает свои любимые вещи, при этом часто заявляет о печали и отчаянии.
- Приведение своих дел в порядок – раздаривание любимых вещей, упаковывание, составление предсмертной записки. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
- Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
- Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.
Разумеется, это не портрет будущего самоубийцы, а всего лишь признаки, на которые стоит обратить внимание. В любом случае такое поведение – сигнал о том, что у подростка резко меняются жизненные ориентиры, и окружающим (друзьям, педагогам, родителям) надо уделять ему больше времени и понимания.
Если вы заметили несколько из перечисленных признаков, то обязательно поговорите со своим ребёнком. Если он не хочет раскрыться перед вами, обратитесь к специалисту. Чаще всего нам недостает банального внимания! Предоставьте ребёнку свое внимание, причем не старайтесь давать советы и не оценивайте его. Попробуйте принять его и его действия, как данность – он такой и может сам выбирать стиль своего поведения. Если потребуется, то не пожалейте своего времени на то, чтобы просто побыть рядом с ним, подержать его за руку и позвольте ему поплакать (если он захочет). Этого может оказаться достаточно, чтобы ваш ребёнок не решился на последний, страшный шаг.
Педагог-психолог В. И. Гоман
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Причины, мотивы, поводы и характерные черты суицидального поведения подростков
С факторами суицидального риска тесно связаны иные привходящие обстоятельства, в том числе особенности личности самоубийцы, причины, мотивы, поводы его доведения, сложившиеся условия, ситуация и др. Причем между перечисленными моментами существует сложная взаимосвязь, например, каждый из охарактеризованных выше факторов может выступать и в качестве основной причины самоубийства. Однако чаще всего к суициду ребенка подталкивает не изолированный факт или событие, а их неблагоприятное сочетание, наложившееся на личностные особенности подростка.
По мнению В. С. Ефремова [5], совокупность обстоятельств, приводящих к самоубийству, можно схематически отразить следующим образом:
Здесь первый круг — это индивидуально-личностные особенности суицидента, второй — ситуационно-личностные и третий — статусно-личностные. Таким образом, именно свойства личности суицидента играют ведущую роль в том, какой выход избирает подросток при неблагоприятном стечении обстоятельств.
На следующем месте по значимости стоит причина суицидального поведения — сложное понятие, подразделяемое исследователями на различные группы в зависимости от выделенного основания. Например, М. Я. Феноменов по временному признаку выделил предрасполагающие и ближайшие причины, где алкоголизм может быть определен как предрасполагающая, а состояние опьянения — как ближайшая причина или повод.
Повод в отличие от причины — это событие, которое выступает толчком, носит внешний, случайный характер и не является звеном в цепи причинно-следственных отношений.
При выявлении причин исследователи нередко сталкиваются с их зависимостью от условий. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает их необходимой предпосылкой (В. Т. Кондратенко). Не бывает причин и следствий без определенных условий, они существенно влияют и на действия причин, и на характер следствий, из-за чего одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям.
От причин суицидов следует также отличать мотивы: если причины своего поступка суицидент может и не осознавать, то мотивы им всегда осознаются. По подсчетам ВОЗ, существует около 800 мотивов суицида. У каждого самоубийцы может быть несколько мотивов, но среди доминирующих сами подростки и эксперты-психологи называют стремление оказать влияние на других людей с целью:
- "дать понять окружающим, в каком ты отчаянии" — около 40 % случаев;
- "заставить сожалеть тех, кто плохо с тобой обращался" — около 30 %;
-"показать, как ты любишь другого" и "выяснить, действительно ли другой тебя любит" — 25%;
- "повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение" — 25 %;
- "призыв о помощи" — 18 % случаев.
Типологии причин подростковых самоубийств.
Существуют различные классификации причин молодежных суицидов. Наиболее общую предлагает известный российский исследователь А. Г. Амбрумова, говоря об основных и второстепенных причинах и относя к первым общую социально-психологическую дезадаптацию личности, а ко вторым — болезнь, семейно-бытовые трудности и прочие проблемы. Эту классификацию слегка расширил А. А. Султанов, выделив после исследования суицидального поведения практически здоровых подростков три основные группы причин:
1) социальную дезадаптацию, когда место молодого человека в обществе не соответствует уровню его притязаний;
- семейные конфликты из-за неприятия системы ценностей старшего поколения;
- алкоголизацию и наркотизацию.
Похожая классификация у Д. Д. Федотова, который отмечает, что суицидальные попытки чаще всего возникают у подростков в ответ: 1) на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими;
2) конфликтные ситуации, связанные с употреблением алкоголя, приемом наркотиков и пр.; 3) сексуальные проблемы.
У А. Е. Личко еще более подробное деление наиболее частых причин ухода подростков из жизни: 1) потеря любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности из-за употребления алкоголя и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали [8].
Анализ имеющихся позиций дает возможность говорить о таких распространенных причинах подростковых самоубийств, как:
- личностно-семейные конфликты, в том числе развод, смерть близких, ссоры с родителями, оскорбления со стороны окружающих, одиночество, предательство, неудачная любовь, половая несостоятельность, измена;
- конфликты, связанные с работой или учебой, в том числе исключение из учебного заведения за неуспеваемость;
- проблемы со здоровьем, в том числе психические и физические заболевания, полученные в результате несчастных случаев, дорожно-ранспортных происшествий травмы и пр.;
- конфликты из-за отклоняющегося поведения, в том числе избегание позора, наказания, уголовной ответственности;
- материально-бытовые трудности.
Итак, на первом месте среди оснований для совершения подростками самоубийства стоят внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований взрослых к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Одни родители не обращают на сына или дочь никакого внимания, занимаясь исключительно собственными проблемами. Другие же стараются обеспечить детям хорошее будущее, записывая их на занятия, в секции и кружки, во всевозможные школы в дополнение к нагрузке в гимназии, лицее или специализированной школе. Причину самоубийства в таких случаях российский психолог Л. В. Ким называет "прессингом успеха", когда игнорируются реальные возможности детей, от них требуют, например, отлично учиться при средних способностях, постоянно соответствовать ожиданиям родителей и учителей, быть первым в спорте или в иной деятельности. Завышенные требования формируют у подростка чувство вины перед родителями, неуверенность, заниженную самооценку. В результате даже обычная "двойка" или второе место на соревнованиях может стать толчком к совершению самоубийства.
Существенную роль играет нарушение структуры семьи в целом, так как около половины предпринявших попытку самоубийства подростков выросли в семьях, в которых один из родителей умер или покинул семью. Представляют интерес исследования американских ученых, доказавших, что и ранние браки (15—19-летние юноши и девушки) не уменьшают риска суицида. Связано это с тем, что "молодые" браки чаще всего являются попыткой решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например избавиться от тяжелой обстановки в родительской семье и пр.
Второй, не менее значимый побудитель детских самоубийств — конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком в учебном заведении психологические трудности приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения незначительности и незащищенности, отсутствию стрессоустойчивости. Российский психолог Е. Вроно отмечает, что около 70 % подростков, предпринявших незавершенный суицид, назвали именно эту причину. Правда, углубленный анализ всех обстоятельств позволил выявить у большинства обследованных и семейное неблагополучие. Причем зачастую это были внешне успешные, материально обеспеченные семьи, но с нарушенными отношениями между ее членами. А школьные ситуации с участием сверстников и учителей сыграли роль "последней капли".
Несчастная любовь и конфликты на сексуальной почве достаточно часто толкают подростков к роковому шагу. Это происходит, во-первых, потому, что юноши и девушки бывают не в состоянии найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая зависимость подростка от других приводит в случае потери друга, особенно противоположного пола, к возникновению сильнейших переживаний, кажущихся невыносимыми. В-третьих, интимные отношения для несовершеннолетних становятся особо значимыми и эмоционально необходимыми на фоне плохих отношений с родителями как средство компенсации. Поэтому любое охлаждение, измена, уход к другому(ой) воспринимается юношей или девушкой как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. В-четвертых, подтолкнуть к суицидальному поведению может стыд из-за раскрывшейся мастурбации, обнаружившейся беременности, страх стать гомосексуалистом ("гомосексуальная паника") или импотентом из-за неудавшейся первой интимной близости.
Наконец, иногда подростки просто играют со смертью, прибегая к угрозе самоубийства как к последнему аргументу при выяснении отношений. То есть "несчастная любовь" может декларироваться как причина демонстративного суицида. Но за подобным поступком нередко скрывается романтическая завеса или желание "облагородить" свою личность, создать ореол исключительности, поднять свою значимость, потешить уязвленное самолюбие, вернуть ценное для подростка внимание окружающих, особенно сверстников.
Как утверждает А. Е. Личко [8], перечисленные причины вызывают разный тип суицидального поведения, в том числе:
- семейная обстановка в 50 % зарегистрированных случаев послужила причиной демонстративного и аффективного суицидального поведения и только в 13% — истинных попыток самоубийства;
- сексуальные проблемы вызвали истинное суицидальное поведение в 61 % случаев, аффективное — в 28 %, демонстративное — в 24 %. Причем при истинном суицидальном поведении речь шла, как правило, о переживании своей сексуальной неполноценности;
- школьные конфликты привели к аффективному поведению в 29 % случаев, к демонстративному — в 26 % и к истинному — лишь в 12%;
- угроза наказания за делинквентность толкнула на демонстративные действия 12 % обследованных, на аффективное суицидальное поведение — 4 % и ни разу не побудила к истинным покушениям.
Правда, в зависимости от места, где была совершена попытка суицида, можно сделать вывод о том, кому она адресована, причем этот адресат иногда не совпадает с заявленным. Например, если в качестве причины подросток называет отвергнутую любовь, а попытка самоубийства совершается на глазах у прохожих перед школой, то можно предполагать, что истинной причиной являются конфликты с педагогами или сверстниками.
Суицидологи установили также взаимосвязь между некоторыми причинами и возрастом самоубийц. Выяснилось, что чаще всего суициды, связанные с проблемами полового созревания, встречаются среди 11—16-летних детей, выросших без отца и чрезмерно привязанных к матери, и также среди 16—19-летних выходцев из полных семей с дисгармоничными взаимоотношениями. Трудности более старших молодых людей были сопряжены также с социальной адаптацией, отсутствием близкого человека, способного послужить моральной опорой. Как резюмирует Л. Я. Жезлова, семейные проблемы более значимы в препубертатном, а любовные — в пубертатном возрасте, т.е. в период полового созревания.
Различаются причины, оказывающие большее воздействие на суицидентов—юношей и девушек. Правда, в большинстве случаев причина суицида ребят остается невыясненной, возможно, потому, что юноши не любят говорить о своих проблемах и нередко действуют, подчиняясь порыву отчаяния. У девушек чаще всего причиной является несчастная, безответная любовь или нежелательная беременность. Но в отличие от юношей-одиночек, девочки чаще находят единомышленников для двойного самоубийства.
Итак, суицидальные действия подростков связаны с целым комплексом сложных обстоятельств, которые, взаимодействуя друг с другом, создают реальную опасность для отдельно взятого ребенка. Кроме того, всегда присутствует фактор высокой ранимости детской психики, в результате чего несовершеннолетний может отравиться даже из-за незначительного, по мнению взрослых, конфликта с родителями или повеситься после вполне обоснованной воспитательной беседы с учителем. Специалисты считают суициды типичной реакцией подростков на кризисные ситуации в их жизни. В этом возрасте человек решает, кем быть, как жить и зачем. Подростки переживают то же, что и взрослые, но впервые и потому гораздо искреннее и глубже. Им сложно мириться с несправедливостью, справляться с эмоциями, они оценивают мир только с позиций "черное — белое", вынося приговоры окружающим и себе. Нынешние подростки тяжело переносят и материальное неравенство, когда у другого "есть все", а у него — ничего.
Впрочем, однозначно утверждать, что в итоге побуждает подростка сделать выбор в пользу окончательного ухода из жизни, очень сложно. Юные суициденты зачастую не имели какого-либо контакта с родителями или иными взрослыми, способными адекватно прокомментировать произошедшее. Посмертные же исследования часто основываются на рассказах членов семьи или друзей о поведении самоубийцы, а не о его переживаниях. Поэтому выявление истинных причин молодежных самоубийств и их профилактика составляют в настоящее время очень острую и актуальную проблему.
Прежде чем охарактеризовать суицидальное поведение подростков, следует коснуться психологического аспекта их отношения к смерти. Отличительной чертой психики ребенка является отсутствие страха перед смертью и признание возможности двойственного существования, т.е. можно считаться для окружающих мертвым и одновременно наблюдать за ними, стать свидетелем собственных похорон и раскаяния обидчиков, затем воскреснуть и жить дальше в любви и согласии со всеми. Подобное особенно свойственно малолетним детям, а теория смерти у ребенка, по мнению российского исследователя Е. Шир [14], приближается к концепции взрослого человека лишь к 11—14 годам, когда начинают осознаваться реальность и необратимость ухода из жизни. Но и в этом возрасте, даже если у подростка сформировано понятие "смерть", он непосредственно столкнулся с атрибутами ухода из жизни (траур, похороны и т. п.) это еще не влечет автоматического переноса полученных знаний на себя.
Все самоубийства несовершеннолетних имеют свою специфику. Во-первых, чаще всего суицидальные попытки 10—19-летних девушек и юношей спонтанные, не продуманные и не спланированные, предприняты на пике эмоциональных переживаний. Поэтому и средства выбираются спонтанно, с учетом имеющихся возможностей: прыжок с балкона, прием общедоступных лекарственных средств или иных бытовых веществ, повешение и т.д. Как правило, самые доступные способы оказываются одновременно и самыми травматичными, приводя к гибели или инвалидности.
Обследовав группу подростков 14—18 лет, А. Е. Личко и А. А. Александров обнаружили, что почти половина из них (49 %) совершили суицидальные действия на фоне острой аффективной реакции, развивающейся по принципу "короткого замыкания", когда незначительный повод становится "последней каплей" и провоцирует самоубийство [8]. То есть, когда
находящийся в ситуации конфликта или пребывающий в так называемой "депрессивной фазе" подросток получает даже незначительную психическую травму, то у него укрепляется представление о собственной неполноценности. В результате возникает непреодолимый психологический барьер, который на фоне возрастных особенностей и приводит к представлению о суициде как единственном способе избавления от невыносимо тяжелой действительности.
Во-вторых, большинство суицидальных попыток носят демонстративно-шантажный характер. Подростки редко желают реально умереть, чаще всего подобные действия выступают в их мыслях как последний крик о помощи. Е. Шир [14] отмечает, что большинство суицидальных действий среди 14—19-летних, являясь микросоциально обусловленным, направлено на восстановление нарушенных связей с окружающими, а для достижения поставленной цели используется суицидальная техника. Однако ребенок часто не способен продумать и оценить выбранный им способ самоубийства, не понимает, что все может закончиться смертью, и тогда он не насладится результатами своего поступка.
В-третьих, по данным российских ученых, практически 3/4 детей так или иначе раскрывает окружающим свои мысли о самоубийстве. Обычно дети и подростки выражаются следующим образом: "Завтра меня уже не будет", "Без меня в этом мире ничего не изменится", "Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь я вернусь в этот мир, и мы с тобой встретимся". Косвенными свидетельствами об имеющихся у ребенка саморазрушающих мыслях, которые должны насторожить окружающих, психотерапевты называют перечень таких выражений: "надоело", "сыт по горло", "больше ты меня не увидишь", "хочется положить всему этому конец", "ненавижу себя, все и всех", "если мы больше не увидимся, спасибо тебе за все".
В-четвертых, суицидальный акт подростками нередко воспринимается в романтически-героическом свете как смелое и вызывающе-решительное действие, мужественный и нестандартный поступок. Нередко, совершая самоубийство, ребенок стремится поднять свой престиж в глазах сверстников, вызвать к себе уважение или восхищение своими действиями. Наконец, только применительно к подросткам можно говорить о расширенном и массовом суициде. То есть, если в школе или среди знакомых несовершеннолетнего произошла попытка самоубийства, особенно с летальным исходом, то не исключено повторение подобных случаев даже среди подростков, которые только слышали о данном инциденте. Подобное самоубийство называют "эффектом Вертера". Кроме того, особенно для детей и подростков характерен так называемый массовый суицид, когда в попытке или завершенном самоубийстве участвуют два и более человек.
Тип суицидального поведения обусловливает выбираемые подростками способы самоубийства. При демонстративном поведении чаще всего используются порезы вен, отравление неядовитыми лекарствами, изображение попыток самоповешения и нанесение себе увечий и т. п. При демонстративном аффективном суицидальном поведении прибегают к попыткам самоповешения или отравления и гораздо реже — к порезам вен. При истинном суицидальном поведении чаще другого используется самоповешение. Немаловажную роль играет и реакция имитации — подражание поступкам сверстников, услышанному или увиденному, особенно недавно.
Практически у каждого подростка в пресуицидальный период наблюдаются определенные изменения в психофизиологическом состоянии. Причем существует такой характерный для суицидального состояния признак поведения, который почти никогда не удается скрыть. Э. Шнейдман предложил термин "констрикция души" (один из ключевых в его концепции), который в русском переводе может означать "сужение сознания" и характеризуется тем, что внимание человека концентрируется как бы в одном узком "туннеле". Это сужение сказывается и на поведении и на облике потенциального самоубийцы. Например, в обыденной речи это проявляется в использовании определенных слов, отражающих предсуицидальное дихотомическое мышление ("все или ничего"). Встречаются и другие трансформации. Проанализировав чаще всего встречающиеся, психологи выделили следующие группы (И. А. Степанов):
1. Трансформации во внешнем виде и поведении:
■ постоянное тоскливое выражение лица, угрюмость, оцепенение или когда подросток, например, становится "тяжелым на подъем", отказывается выполнять домашние обязанности, бессмысленно проводит время, часами лежа на диване, уставившись в потолок, и др.;
- тихая монотонная и замедленная или ускоренная высоко эмоциональная речь, краткость ответов на заданные вопросы или молчание;
- причитания, склонность к нытью, ворчливость и брюзжание;
- приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и систематизация фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал, раздача личных вещей, в том числе нужных и очень любимых;
- повышенный интерес к орудиям самоубийства, например интерес к тому, как, сколько и каких таблеток нужно принять, чтобы уснуть и не проснуться, с какого этажа следует падать, чтобы разбиться насмерть, и т.д.
2. Эмоциональные изменения:
- скука, грусть, уныние, угнетенность, злобность и раздражительность;
- безразличное или враждебное отношение к окружающим, ненависть к их благополучию;
- ощущения отчаяния и безысходности, физическое недовольство происходящим, беспричинный или мотивированный страх и тревога;
- постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий, зловещими животными, а также с гибелью людей или собственной.
3. Психические и физические отклонения в здоровье:
- депрессия, невроз, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения;
- постоянная слезливость глаз и расширение зрачков;
- сухость во рту ("симптомы сухого языка"), ощущение комка в горле или стесненного дыхания, нехватки воздуха, тахикардия или повышение артериального давления, чувство физической тяжести, боли в голове, груди и других частях тела;
- бессонница или повышенная сонливость, отсутствие чувства сна;
- уменьшение или повышение массы тела, потеря аппетита или переедание, запоры;
- снижение либидо, нарушение менструального цикла (задержка).
4. Оценка собственной жизни:
- пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего текущего положения, отсутствие планов на будущее;
- рассуждения об утрате смысла жизни, о смерти и самоубийстве, разговоры прощального характера, например подросток-девочка фотографируется и просит в случае ее смерти поместить сделанную фотографию ей на памятник, составление прощальных записок или писем.
Все перечисленные выше особенности поведения подростка должны насторожить окружающих его взрослых, ибо боязнь смерти у несовершеннолетних не базируется на их осознанном ощущении ценности и неповторимости жизни. Общая неустойчивость, недостаточная критичность, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения бережного отношения к бытию, что при возникновении любой конфликтной ситуации станет предпосылкой суицидального поведения.
Педагог-психолог В.И. Гоман