Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Месячник профилактики суицидального поведения

Дата: 15 октября 2017 в 13:56, Обновлено 25 октября 2017 в 15:28
Автор: Шуппо Т. П.
840 просмотров

Месячник профилактики суицидального поведения проходил с 11.09. по 11.10.2017 года
Цель всей работы с обучающимися – учить детей правильно реагировать и осознавать свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, учить преодолевать трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и окружающими, помочь наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышать стрессоустойчивость организма.
11.09 час информирования 1-11 классах «10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийства». «Жизнь прекрасна!». «Ценность жизни». Для создания позитива, повышения эмоционального состояния утром в фойе школы, учащимся, педагогам и всем работникам УО предлагалось выбрать себе цветную улыбку и носить при себе в течение дня.
В течение месячника работали организационные группы из числа подростков (юношей и девушек) по принципу «равный обучает равного».
12.00-16.09. педагогом-психологом проведена профилактическая беседа с учащимися начального звена «Я в этом мире не один», «Путешествие в жизнь».
18.09-22.09. прошли классные часы с педагогом-психологом в форме ток-шоу по всему среднему звену: «Один день жизни».
14.09. классный час с педагогом-психологом из цикла «Жизнь прекрасна!»: «Смысл жизни», «Они достигли своей цели» в 11 классе.
27.09. классный час с психологом из цикла «Жизнь прекрасна!»:
«Мужество быть» в 9 классе.
25.09. классный час с психологом из цикла «Жизнь прекрасна!»:
«Готовимся к жизненным испытаниям» в 10 классе.
11.10. акция по теме «Мы голосуем за жизнь!», «Счастье – жить!», направленные на пропаганду ценности человеческой жизни.
07.10 было проведено занятие с учащимися группы по особенностям бесконфликтного общения в виде дискуссии с трансляцией видеоролика «Осторожно!. Суицид!» о последствиях конфликтного поведения.
30.09. с учащимися группы проведено занятие в форме психологической гостиной «На что потратить жизнь?», где учащиеся имели возможность сформулировать собственные жизненные ценности, объяснить, как эти ценности влияют на жизнь и задуматься о верности определения основополагающих жизненных ценностей.
11.09-11.10 в дошкольных группах детского сада педагогом-психологом совместно с воспитателями групп проводились адаптационные занятия «Давайте жить дружно!», с целью создания зоны ближайшего развития, способствовать психическому и личностному росту ребенка, и, тем самым, помогать ему облегчить процесс привыкания к условиям дошкольного учреждения.
В целях просвещения педагогических работников по проблеме суицида 16.09. педагогом-психологом был проведена лекция (семинар) «Организация работы с учащимися по профилактике суицидального поведения», «Проблема суицида в молодежной среде и пути ее решения», на котором освещались вопросы особенностей профилактической работы по предупреждению суицидального поведения: распознавание факторов суицидального риска, суицидальных признаков и алгоритма действий при их выявлении.
03.10 круглый стол «Суицид! Как его предотвратить.

Памятка родителям

Признаки суицидального поведения

  • Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям. Способы сообщения могут носить форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде. Это обычно происходит в форме разговора о суициде, рассуждений о самоубийствах, рассказов о своих проблемах, сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении, просьбы о помощи. Это может быть предпочтение пессимистических, мрачных или суицидных тем в искусстве, литературных произведениях, беседах. Кроме того, намёки на самоубийство могут выражаться и в письменной форме – в письмах, записках, дневнике. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку.
  • Характерным признаком является состояние депрессии, которому присущи отсутствие аппетита, бессонница, безразличие, тоска и отчаяние. Следует отметить, что накануне суицида у человека может наблюдаться полная потеря аппетита или, наоборот, импульсивное обжорство; бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.
  • Нередко происходит потеря интересов, хобби. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями. Испытывает ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие. Менее интенсивным становится общение с друзьями.
  • Наблюдается социальная изоляция, уход в себя. Подросток замыкается от семьи и друзей, уходит от контактов, превращается в человека одиночку. Причём изоляция от друзей и семьи приводит к отсутствию поддержки со стороны близких и сверстников.
  • Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками. Отмечается нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы. Всё это приводит к серьёзным проблемам в учёбе (низкая успеваемость, прогулы, опоздания).
  • Для человека, намеревающегося совершить самоубийство, характерно:
  1. поведение, направленное на саморазрушение (попытки самоубийства, безрассудство, частые происшествия);
  2. вызывающее поведение (уходы из дома, преступность, сексуальная распущенность);
  3. употребление алкоголя и наркотиков, что повышает вероятность действий, совершаемых под воздействием внезапных импульсов.
  • Можно отметить безразличие к своему внешнему виду, небрежность в одежде. Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться.
  • Для подростка становится характерным беспокойное поведение, частые смены настроения. Он может быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. Может находиться в подавленном настроении, испытывать постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти. А может проявлять раздражительность, угрюмость, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
  • Отмечаются жалобы на здоровье. Частые жалобы на соматические недомогания: на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость.
  • Наблюдается поглощенность темами смерти. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке, фильмам и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть, погружен в размышления о смерти.

Другая опасность суицида заключена в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом, «терминальном поведении»: человек приводит свои дела в порядок, раздает свои любимые вещи, при этом часто заявляет о печали и отчаянии.

  • Приведение своих дел в порядок – раздаривание любимых вещей, упаковывание, составление предсмертной записки. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  • Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  • Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

Разумеется, это не портрет будущего самоубийцы, а всего лишь признаки, на которые стоит обратить внимание. В любом случае такое поведение – сигнал о том, что у подростка резко меняются жизненные ориентиры, и окружающим (друзьям, педагогам, родителям) надо уделять ему больше времени, внимания и понимания.

Рекомендации родителям

по предупреждению детских и подростковых суицидов

  • Будьте внимательнее к настроению своего ребёнка, поддерживайте его, не ругайте по пустякам, сохраняйте диалог. Чуткий родитель должен почувствовать, что ребёнка что-то тяготит.
  • Попытайтесь поговорить с ребёнком, но не навязывайте свою точку зрения и не старайтесь приуменьшить подростковое горе словами: «Ну, ты дурачок еще! Нашел, на что обращать внимание!» Вспомните себя и постарайтесь поговорить по-взрослому.
  • Воспринимайте своего ребёнка-подростка всерьёз. Относиться к нему снисходительно нельзя: он уже не на «верхнем уровне детскости», а на «нижнем уровне взрослости».
  • Не бойтесь говорить об этом. Большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность и подозрительность подростка. Открытое обсуждение с ребёнком проблем и планов, в свою очередь, снимает эту тревожность и укрепляет доверие подростка к вам.
  • Необходимо уделять больше времени внимательному выслушиванию своего ребёнка и стараться понять, что он на самом деле имеет в виду и о чем думает. Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте: «Я слышу тебя».
  • Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать собеседника за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете его слова всерьез.
  • Если его слова вас пугают, скажите об этом прямо. Его поздно оберегать: ему нужна помощь, а не фальшивые заверения о том, что всё в порядке.
  • Не вдавайтесь в философские рассуждения, не полемизируйте о том, хорошо или плохо совершать самоубийство. Не пытайтесь выступать в роли судьи.
  • Задавайте вопросы, обобщайте: «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...». Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.
  • Не пытайтесь сразу броситься разуверять его или утешать общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Не давите на него. Не говорите: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить!». Но покажите, что его судьба вам не безразлична.
  • Подчёркивайте временный характер проблем. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы – сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации. Дайте почувствовать ребенку, что вам не безразличны его проблемы. Отстаивайте точку зрения, что самоубийство – неэффективный способ решения проблем.
  • Заключите «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом.
  • Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребёнок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернётся к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы.
  • Ограничьте доступность средств самоубийства. Не оставляйте там, где находится подросток, собирающийся совершить суицид, лекарства и оружие.
  • Не бойтесь попросить о помощи. Обратитесь вместе с подростком в психоневрологический диспансер, к подростковому психиатру. Помните! Обращение к специалисту может спасти вашему ребёнку жизнь.

Телефоны доверия в Минске:

  • для взрослых – 290-44-44; для детей и подростков – 315-00-00 (круглосуточно);
  • кризисная телефонная информационная линия по проблемам семьи и детей Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей – 247-32-32.

Что могут сделать родители

для профилактики суицидального риска у подростков

Для предупреждения подростковых суицидов можно сделать многое.

Исследование ученых показало, что почти половина учащихся делятся своими депрессивными переживаниями с родителями. При этом многие самоубийства подростков происходят дома, причем родители часто находятся буквально в соседней комнате. Было выяснено, что в большинстве случаев подростковых суицидов дефицит общения между родителями и детьми был важным фактором в их желании покончить с собой.

  • Вообще подавляющее большинство детских самоубийств полностью лежит на совести родителей. Именно недостаток общения приводит к этим страшным, совершенно недетским поступкам. Любому ребенку нужна помощь в развитии собственного «я», ему нужен человек, с которым он может поделиться проблемами. Вот почему так важно общаться с ним на самые разные темы. Вы должны стать другом для него, а он отплатит доверием со своей стороны.
  • Откажитесь от авторитарности и приказного тона в общении с ребенком-подростком. Стройте отношения на основе договора, просьб, объяснений.
  • Очевидно, что улучшение взаимоотношений в семье может снизить частоту самоубийств у подростков. В противном случае, если родители вместо искреннего отклика на заботы и волнения своих детей будут использовать свой формальный авторитет, такие эксцессы будут учащаться.
  • Детям и родителям для более эффективного общения вовсе не обязательно соглашаться всегда и во всем. Если возникают различия во взглядах, то тем и другим важно показать словом и жестом, что между ними сохраняются безусловная любовь и поддержка.
  • Не стоит забывать и о том, что многие жизненные трагедии подростка для разумного взрослого человека кажутся пустяковыми. Поэтому, разговаривая с ребенком, нужно серьезно относиться к любым его незначительным трудностям в общении со сверстниками, в учебе, в отношениях с учителями.
  • Если ваш ребенок замкнут, не имеет друзей, прогуливает школу – это серьезный повод для беспокойства. В этом случае необходимо поговорить не только с ним самим, но и с учителями, одноклассниками. Важно понять причину такой закрытости.
  • Зачастую причиной самоубийства могут стать частые родительские ссоры. Нельзя забывать, что психика подростка не такая крепкая, и он просто может не вынести частые переживания. Если ваш сын или дочь стали свидетелями чего-то подобного, необходимо поговорить с ними, объяснить, что такое иногда случается.
  • К сожалению, проблемы общения детей и родителей нельзя решить одним разговором, на который взрослые решились лишь тогда, когда ребенок уже подошел к опасной черте. Все это нужно было делать раньше. Поэтому в критических ситуациях лучше обратиться к психотерапевту, который поможет разрешить конфликт.

Как выявить у своего ребенка суицидальный риск

(профилактика самоубийств)

Важно помнить, что профилактика самоубийств – это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Как и любая наука, она постижима для каждого.

Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеет:

  1. учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
  2. влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
  3. анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям, немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти:

Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:

  1. можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
  2. смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять;
  3. я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
  4. выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
  5. я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

Признаки, по которым можно распознать подростка,

намеревающегося совершить суицид

Внимание!

Как же узнать о том, что ваш ребёнок хочет совершить попытку самоубийства? Вот основные признаки суицидальных намерений:

  • Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям. Способы сообщения могут носить форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде. Это обычно происходит в форме разговора о суициде, рассуждений о самоубийствах, рассказов о своих проблемах, сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении, просьбы о помощи. Это может быть предпочтение пессимистических, мрачных или суицидных тем в искусстве, литературных произведениях, беседах. Кроме того, намёки на самоубийство могут выражаться и в письменной форме – в письмах, записках, дневнике. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку.
  • Характерным признаком является состояние депрессии, которому присущи отсутствие аппетита, бессонница, безразличие, тоска и отчаяние. Следует отметить, что накануне суицида у человека может наблюдаться полная потеря аппетита или, наоборот, импульсивное обжорство; бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.
  • Нередко происходит потеря интересов, хобби. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями. Испытывает ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие. Менее интенсивным становится общение с друзьями.
  • Наблюдается социальная изоляция, уход в себя. Подросток замыкается от семьи и друзей, уходит от контактов, превращается в человека одиночку. Причём изоляция от друзей и семьи приводит к отсутствию поддержки со стороны близких и сверстников.
  • Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками. Отмечается нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы. Всё это приводит к серьёзным проблемам в учёбе (низкая успеваемость, прогулы, опоздания).
  • Для человека, намеревающегося совершить самоубийство, характерно:
  1. поведение, направленное на саморазрушение (попытки самоубийства, безрассудство, частые происшествия);
  2. вызывающее поведение (уходы из дома, преступность, сексуальная распущенность);
  3. употребление алкоголя и наркотиков, что повышает вероятность действий, совершаемых под воздействием внезапных импульсов.
  • Можно отметить безразличие к своему внешнему виду, небрежность в одежде. Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться.
  • Для подростка становится характерным беспокойное поведение, частые смены настроения. Он может быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. Может находиться в подавленном настроении, испытывать постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти. А может проявлять раздражительность, угрюмость, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
  • Отмечаются жалобы на здоровье. Частые жалобы на соматические недомогания: на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость.
  • Наблюдается поглощенность темами смерти. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке, фильмам и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть, погружен в размышления о смерти.

Другая опасность суицида заключена в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом, «терминальном поведении»: человек приводит свои дела в порядок, раздает свои любимые вещи, при этом часто заявляет о печали и отчаянии.

  • Приведение своих дел в порядок – раздаривание любимых вещей, упаковывание, составление предсмертной записки. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  • Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  • Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

Разумеется, это не портрет будущего самоубийцы, а всего лишь признаки, на которые стоит обратить внимание. В любом случае такое поведение – сигнал о том, что у подростка резко меняются жизненные ориентиры, и окружающим (друзьям, педагогам, родителям) надо уделять ему больше времени и понимания.

Если вы заметили несколько из перечисленных признаков, то обязательно поговорите со своим ребёнком. Если он не хочет раскрыться перед вами, обратитесь к специалисту. Чаще всего нам недостает банального внимания! Предоставьте ребёнку свое внимание, причем не старайтесь давать советы и не оценивайте его. Попробуйте принять его и его действия, как данность – он такой и может сам выбирать стиль своего поведения. Если потребуется, то не пожалейте своего времени на то, чтобы просто побыть рядом с ним, подержать его за руку и позвольте ему поплакать (если он захочет). Этого может оказаться достаточно, чтобы ваш ребёнок не решился на последний, страшный шаг.

Педагог-психолог В. И. Гоман

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Причины, мотивы, поводы и характерные черты суицидального поведения подростков

С факторами суицидального риска тесно связаны иные привходящие обстоятель­ства, в том числе особенности личности са­моубийцы, причины, мотивы, поводы его доведения, сложившиеся условия, ситуация и др. Причем между перечисленными мо­ментами существует сложная взаимосвязь, например, каждый из охарактеризованных выше факторов может выступать и в ка­честве основной причины самоубийства. Однако чаще всего к суициду ребенка подталкивает не изолированный факт или событие, а их неблагоприятное сочетание, наложившееся на личностные особенности подростка.

По мнению В. С. Ефремова [5], совокуп­ность обстоятельств, приводящих к само­убийству, можно схематически отразить следующим образом:

0

Здесь первый круг — это индивидуально-личностные    особенности    суицидента, второй — ситуационно-личностные и тре­тий — статусно-личностные. Таким обра­зом, именно свойства личности суициден­та играют ведущую роль в том, какой вы­ход избирает подросток при неблагоприят­ном стечении обстоятельств.

На следующем месте по значимости стоит причина суицидального поведения — сложное понятие, подразделяемое исследо­вателями на различные группы в зависи­мости от выделенного основания. Напри­мер, М. Я. Феноменов по временному при­знаку выделил предрасполагающие и ближайшие причины, где алкоголизм может быть определен как предрасполагающая, а состояние опьянения — как ближайшая причина или повод.

Повод в отличие от причины — это со­бытие, которое выступает толчком, носит внешний, случайный характер и не явля­ется звеном в цепи причинно-следственных отношений.

При выявлении причин исследователи нередко сталкиваются с их зависимостью от условий. Под условиями понимают та­кой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает их необходимой предпосылкой (В. Т. Кондратенко).   Не  бывает  причин  и следствий без определенных условий, они существенно влияют и на действия при­чин, и на характер следствий, из-за чего одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следст­виям.

От причин суицидов следует также от­личать мотивы: если причины своего по­ступка суицидент может и не осознавать, то мотивы им всегда осознаются. По под­счетам ВОЗ, существует около 800 моти­вов суицида. У каждого самоубийцы мо­жет быть несколько мотивов, но среди до­минирующих сами подростки и эксперты-психологи называют стремление оказать влияние на других людей с целью:

         - "дать  понять  окружающим,   в  каком ты отчаянии" — около 40 %  случаев;

         - "заставить сожалеть тех, кто плохо с тобой обращался" — около 30 %;

         -"показать, как ты любишь другого" и "выяснить,  действительно  ли  другой  тебя любит" — 25%;

- "повлиять  на другого,   чтобы  он  изменил свое решение" — 25 %;

         - "призыв о помощи" — 18 %  случаев.

Типологии причин подростковых само­убийств.

Существуют различные классифи­кации причин молодежных суицидов. Наиболее общую предлагает известный российский исследователь А. Г. Амбрумова, говоря об основных и второстепенных причинах и относя к первым общую со­циально-психологическую дезадаптацию личности, а ко вторым — болезнь, семейно-бытовые трудности и прочие проблемы. Эту классификацию слегка расширил А. А. Султанов, выделив после исследова­ния суицидального поведения практически здоровых подростков три основные группы причин:

1) социальную дезадаптацию, ког­да место молодого человека в обществе не соответствует    уровню    его    притязаний;

  1. семейные  конфликты   из-за  неприятия системы  ценностей старшего   поколения;
  2. алкоголизацию  и  наркотизацию. 

                   Похожая  классификация  у  Д. Д. Федотова,   который отмечает,  что суицидальные попытки чаще  всего возникают  у подростков в ответ:   1)   на   систематическое   словесное унижение, игнорирование их мнения близкими;   

2)  конфликтные  ситуации,   связанные   с  употреблением  алкоголя,   приемом наркотиков  и  пр.;   3)  сексуальные  проблемы. 

                   У А. Е. Личко  еще  более  подробное деление   наиболее   частых   причин   ухода подростков из жизни:   1) потеря любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного досто­инства; 4) разрушение защитных механиз­мов личности из-за употребления алкоголя и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и пе­чали [8].

Анализ имеющихся позиций дает возмож­ность говорить о таких распространенных причинах подростковых самоубийств, как:

         - личностно-семейные    конфликты,    в том  числе  развод,   смерть  близких,   ссоры с родителями, оскорбления со стороны окружающих, одиночество, предательство, неудачная любовь, половая несостоятельность, измена;

         - конфликты, связанные с работой или учебой,  в  том числе  исключение  из  учебного заведения за неуспеваемость;

         - проблемы  со  здоровьем,   в  том  числе психические   и   физические   заболевания, полученные  в  результате  несчастных  случаев,   дорожно-ранспортных  происшествий травмы и пр.;

         - конфликты из-за отклоняющегося поведения, в том числе избегание позора, наказания, уголовной ответственности;

- материально-бытовые трудности.

Итак, на первом месте среди оснований для совершения подростками самоубийства стоят внутрисемейные конфликты, возни­кающие из-за завышенных требований взрослых к ребенку или вследствие полно­го игнорирования его как личности. Одни родители не обращают на сына или дочь никакого внимания, занимаясь исключи­тельно собственными проблемами. Другие же стараются обеспечить детям хорошее будущее, записывая их на занятия, в сек­ции и кружки, во всевозможные школы в дополнение к нагрузке в гимназии, лицее или специализированной школе. Причину самоубийства в таких случаях российский психолог Л. В. Ким называет "прессингом успеха", когда игнорируются реальные воз­можности детей, от них требуют, напри­мер, отлично учиться при средних способ­ностях, постоянно соответствовать ожидани­ям родителей и учителей, быть первым в спорте или в иной деятельности. Завышенные требования формируют у подростка чувство вины перед родителями, неуверен­ность, заниженную самооценку. В резуль­тате даже обычная "двойка" или второе место на соревнованиях может стать толч­ком к совершению самоубийства.

Существенную роль играет нарушение структуры семьи в целом, так как около половины предпринявших попытку само­убийства подростков выросли в семьях, в которых один из родителей умер или по­кинул семью. Представляют интерес исследования американских ученых, доказав­ших, что и ранние браки (15—19-летние юноши и девушки) не уменьшают риска суицида. Связано это с тем, что "молодые" браки чаще всего являются попыткой ре­шить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например избавиться от тяжелой обстановки в родительской семье и  пр.

Второй, не менее значимый побудитель детских самоубийств — конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком в учебном заведении психологические труд­ности приводят к понижению его само­оценки, появлению ощущения незначитель­ности и незащищенности, отсутствию стрессоустойчивости. Российский психолог Е. Вроно отмечает, что около 70 % подрос­тков, предпринявших незавершенный суи­цид, назвали именно эту причину. Прав­да, углубленный анализ всех обстоятельств позволил выявить у большинства обследо­ванных и семейное неблагополучие. При­чем зачастую это были внешне успешные, материально обеспеченные семьи, но с на­рушенными отношениями между ее члена­ми. А школьные ситуации с участием сверстников и учителей сыграли роль "пос­ледней  капли".

Несчастная любовь и конфликты на сексуальной почве достаточно часто толка­ют подростков к роковому шагу. Это про­исходит, во-первых, потому, что юноши и девушки бывают не в состоянии найти себе партнера или же наладить с ним от­ношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая зави­симость подростка от других приводит в случае потери друга, особенно противопо­ложного пола, к возникновению сильней­ших переживаний, кажущихся невыноси­мыми. В-третьих, интимные отношения для несовершеннолетних становятся особо значимыми и эмоционально необходимыми на фоне плохих отношений с родителями как средство компенсации. Поэтому любое охлаждение, измена, уход к другому(ой) воспринимается юношей или девушкой как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. В-четвертых, подтолкнуть   к   суицидальному   поведению может стыд из-за раскрывшейся мастурба­ции, обнаружившейся беременности, страх стать гомосексуалистом ("гомосексуальная паника") или импотентом из-за неудав­шейся  первой  интимной  близости.

Наконец, иногда подростки просто иг­рают со смертью, прибегая к угрозе само­убийства как к последнему аргументу при выяснении отношений. То есть "несчаст­ная любовь" может декларироваться как причина демонстративного суицида. Но за подобным поступком нередко скрывается романтическая завеса или желание "обла­городить" свою личность, создать ореол ис­ключительности, поднять свою значимость, потешить уязвленное самолюбие, вернуть ценное для подростка внимание окружаю­щих, особенно сверстников.

Как утверждает А. Е. Личко [8], пере­численные причины вызывают разный тип суицидального поведения, в том числе:

  • семейная  обстановка  в   50 %   зарегистрированных  случаев  послужила причиной демонстративного   и  аффективного  суицидального   поведения  и   только   в   13%   — истинных попыток самоубийства;
  • сексуальные   проблемы   вызвали   истинное   суицидальное   поведение   в   61 % случаев,  аффективное  —  в  28 %,  демонстративное   —   в   24 %.   Причем   при  истинном   суицидальном   поведении   речь   шла, как  правило,   о  переживании  своей  сексуальной  неполноценности;
  • школьные  конфликты  привели  к  аффективному  поведению  в   29 %   случаев,   к демонстративному  —  в  26 %   и к истинному — лишь в  12%;
  • угроза  наказания  за делинквентность толкнула   на демонстративные   действия 12 %   обследованных,  на аффективное  суицидальное поведение  —  4 %   и ни разу не побудила  к  истинным  покушениям.

Правда, в зависимости от места, где была совершена попытка суицида, можно сделать вывод о том, кому она адресована, причем этот адресат иногда не совпадает с заявленным. Например, если в качестве причины подросток называет отвергнутую любовь, а попытка самоубийства соверша­ется на глазах у прохожих перед школой, то можно предполагать, что истинной при­чиной являются конфликты с педагогами или  сверстниками.

Суицидологи установили также взаимо­связь между некоторыми причинами и возрастом самоубийц. Выяснилось, что чаще  всего  суициды,   связанные  с  проблемами полового созревания, встречаются среди 11—16-летних детей, выросших без отца и чрезмерно привязанных к мате­ри, и также среди 16—19-летних выход­цев из полных семей с дисгармоничны­ми взаимоотношениями. Трудности более старших молодых людей были сопряже­ны также с социальной адаптацией, от­сутствием близкого человека, способного послужить моральной опорой. Как резю­мирует Л. Я. Жезлова, семейные проблемы более значимы в препубертатном, а любов­ные — в пубертатном возрасте, т.е. в пе­риод полового созревания.

Различаются причины, оказывающие большее воздействие на суицидентов—юно­шей и девушек. Правда, в большинстве случаев причина суицида ребят остается невыясненной, возможно, потому, что юно­ши не любят говорить о своих проблемах и нередко действуют, подчиняясь порыву отчаяния. У девушек чаще всего причиной является несчастная, безответная любовь или нежелательная беременность. Но в от­личие от юношей-одиночек, девочки чаще находят единомышленников для двойного самоубийства.

Итак, суицидальные действия подрост­ков связаны с целым комплексом сложных обстоятельств, которые, взаимодействуя друг с другом, создают реальную опасность для отдельно взятого ребенка. Кроме того, всегда присутствует фактор высокой рани­мости детской психики, в результате чего несовершеннолетний может отравиться даже из-за незначительного, по мнению взрослых, конфликта с родителями или повеситься после вполне обоснованной вос­питательной беседы с учителем. Специали­сты считают суициды типичной реакцией подростков на кризисные ситуации в их жизни. В этом возрасте человек решает, кем быть, как жить и зачем. Подростки переживают то же, что и взрослые, но впервые и потому гораздо искреннее и глубже. Им сложно мириться с несправед­ливостью, справляться с эмоциями, они оценивают мир только с позиций "чер­ное — белое", вынося приговоры окружа­ющим и себе. Нынешние подростки тяже­ло переносят и материальное неравенство, когда у другого "есть все", а у него — ничего.

Впрочем, однозначно утверждать, что в итоге побуждает подростка сделать выбор в пользу окончательного ухода из жизни, очень сложно. Юные суициденты зачастую не  имели  какого-либо  контакта  с  родителями или иными взрослыми, способными адекватно прокомментировать произошед­шее. Посмертные же исследования часто основываются на рассказах членов семьи или друзей о поведении самоубийцы, а не о его переживаниях. Поэтому выявление истинных причин молодежных самоубийств и их профилактика составляют в настоя­щее время очень острую и актуальную проблему.

Прежде чем охарактеризовать суици­дальное поведение подростков, следует кос­нуться психологического аспекта их отно­шения к смерти. Отличительной чертой психики ребенка является отсутствие стра­ха перед смертью и признание возможно­сти двойственного существования, т.е. можно считаться для окружающих мерт­вым и одновременно наблюдать за ними, стать свидетелем собственных похорон и раскаяния обидчиков, затем воскреснуть и жить дальше в любви и согласии со все­ми. Подобное особенно свойственно мало­летним детям, а теория смерти у ребенка, по мнению российского исследователя Е. Шир [14], приближается к концепции взрослого человека лишь к 11—14 годам, когда начинают осознаваться реальность и необратимость ухода из жизни. Но и в этом возрасте, даже если у подростка сфор­мировано понятие "смерть", он непосредственно столкнулся с атрибутами ухода из жизни (траур, похороны и т. п.) это еще не влечет автоматического переноса полу­ченных знаний на себя.

Все самоубийства несовершеннолетних имеют свою специфику. Во-первых, чаще всего суицидальные попытки 10—19-лет­них девушек и юношей спонтанные, не продуманные и не спланированные, пред­приняты на пике эмоциональных пережи­ваний. Поэтому и средства выбираются спонтанно, с учетом имеющихся возможно­стей: прыжок с балкона, прием общедос­тупных лекарственных средств или иных бытовых веществ, повешение и т.д. Как правило, самые доступные способы оказыва­ются одновременно и самыми травматичными, приводя к гибели или инвалидности.

Обследовав группу подростков 14—18 лет, А. Е. Личко и А. А. Александров об­наружили, что почти половина из них (49 %) совершили суицидальные действия на фоне острой аффективной реакции, раз­вивающейся по принципу "короткого замы­кания", когда незначительный повод ста­новится "последней каплей" и провоциру­ет  самоубийство  [8].   То  есть,   когда

находящийся в ситуации конфликта или пре­бывающий в так называемой "депрессивной фазе" подросток получает даже незначи­тельную психическую травму, то у него укрепляется представление о собственной неполноценности. В результате возникает непреодолимый психологический барьер, который на фоне возрастных особенностей и приводит к представлению о суициде как единственном способе избавления от невыносимо тяжелой действительности.

Во-вторых, большинство суицидальных попыток носят демонстративно-шантаж­ный характер. Подростки редко желают реально умереть, чаще всего подобные дей­ствия выступают в их мыслях как после­дний крик о помощи. Е. Шир [14] отмеча­ет, что большинство суицидальных дей­ствий среди 14—19-летних, являясь микросоциально обусловленным, направлено на восстановление нарушенных связей с окру­жающими, а для достижения поставленной цели используется суицидальная техника. Однако ребенок часто не способен продумать и оценить выбранный им способ са­моубийства, не понимает, что все может за­кончиться смертью, и тогда он не насла­дится результатами своего поступка.

В-третьих, по данным российских уче­ных, практически 3/4 детей так или ина­че раскрывает окружающим свои мысли о самоубийстве. Обычно дети и подростки выражаются следующим образом: "Завтра меня уже не будет", "Без меня в этом мире ничего не изменится", "Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь я вер­нусь в этот мир, и мы с тобой встретим­ся". Косвенными свидетельствами об име­ющихся у ребенка саморазрушающих мыслях, которые должны насторожить окружа­ющих, психотерапевты называют перечень таких выражений: "надоело", "сыт по гор­ло",   "больше  ты  меня  не  увидишь",   "хочется положить всему этому конец", "ненавижу себя, все и всех", "если мы больше не увидимся, спа­сибо тебе за все".

В-четвертых, суицидальный акт подро­стками нередко воспринимается в роман­тически-героическом свете как смелое и вызывающе-решительное действие, муже­ственный и нестандартный поступок. Не­редко, совершая самоубийство, ребенок стремится поднять свой престиж в глазах сверстников, вызвать к себе уважение или восхищение своими действиями. Наконец, только применительно к подросткам мож­но говорить о расширенном и массовом суициде. То есть, если в школе или среди знакомых несовершеннолетнего произошла попытка самоубийства, особенно с леталь­ным исходом, то не исключено повторение подобных случаев даже среди подростков, которые только слышали о данном инци­денте. Подобное самоубийство называют "эффектом Вертера". Кроме того, особенно для детей и подростков характерен так на­зываемый массовый суицид, когда в по­пытке или завершенном самоубийстве уча­ствуют два и более человек.

Тип суицидального поведения обуслов­ливает выбираемые подростками способы самоубийства. При демонстративном пове­дении чаще всего используются порезы вен, отравление неядовитыми лекарствами, изображение попыток самоповешения и нанесение себе увечий и т. п. При демон­стративном аффективном суицидальном по­ведении прибегают к попыткам самоповешения или отравления и гораздо реже — к порезам вен. При истинном суицидаль­ном поведении чаще другого используется самоповешение. Немаловажную роль игра­ет и реакция имитации — подражание по­ступкам сверстников, услышанному или увиденному,  особенно  недавно.

Практически у каждого подростка в пресуицидальный период наблюдаются оп­ределенные изменения в психофизиологи­ческом состоянии. Причем существует та­кой характерный для суицидального состо­яния признак поведения, который почти никогда не удается скрыть. Э. Шнейдман предложил термин "констрикция души" (один из ключевых в его концепции), ко­торый в русском переводе может означать "сужение сознания" и характеризуется тем, что внимание человека концентриру­ется как бы в одном узком "туннеле". Это сужение сказывается и на поведении и на облике потенциального самоубийцы. На­пример, в обыденной речи это проявляет­ся в использовании определенных слов, от­ражающих предсуицидальное дихотомичес­кое мышление ("все или ничего"). Встре­чаются и другие трансформации. Проана­лизировав чаще всего встречающиеся, пси­хологи выделили следующие группы (И. А. Степанов):

1. Трансформации во внешнем виде и поведении:

■ постоянное тоскливое выражение лица, угрюмость, оцепенение или когда подросток, например, становится "тяжелым на подъем", отказывается выполнять до­машние  обязанности,   бессмысленно  проводит время,  часами лежа на диване,  уста­вившись в потолок, и др.;

  • тихая монотонная и замедленная или ускоренная   высоко  эмоциональная   речь, краткость   ответов   на   заданные   вопросы или молчание;
  • причитания,    склонность   к   нытью, ворчливость и брюзжание;
  • приведение   своих   дел   в   порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и систематизация фотографий в альбоме, особенно,   если  ребенок  никогда  ранее  этого  не делал,  раздача личных вещей,  в том числе нужных и очень любимых;
  • повышенный  интерес  к  орудиям  самоубийства,   например   интерес   к   тому, как,   сколько   и   каких   таблеток   нужно принять,  чтобы уснуть и не проснуться,  с какого  этажа  следует  падать,   чтобы  разбиться насмерть, и т.д.

2.  Эмоциональные изменения:

  • скука,  грусть,  уныние,  угнетенность, злобность и раздражительность;
  • безразличное или враждебное отношение  к  окружающим,   ненависть  к  их  благополучию;
  • ощущения отчаяния и безысходности,  физическое   недовольство   происходящим, беспричинный  или  мотивированный  страх и тревога;
  • постоянное  ожидание  непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф,  аварий, зловещими животными, а также с гибелью людей или собственной.

3.      Психические  и  физические  отклонения в здоровье:

  • депрессия,   невроз,   маниакально-депрессивный  психоз,   шизофрения;
  • постоянная слезливость глаз и расширение зрачков;
  • сухость   во   рту   ("симптомы   сухого языка"),   ощущение   комка   в   горле   или стесненного  дыхания,   нехватки  воздуха, тахикардия  или  повышение  артериального давления,   чувство   физической   тяжести, боли   в   голове,   груди   и   других   частях тела;
  • бессонница  или   повышенная  сонливость, отсутствие чувства сна;
  • уменьшение   или   повышение   массы тела,  потеря аппетита или переедание,  запоры;
  • снижение  либидо,   нарушение  менструального цикла (задержка).

4.  Оценка  собственной  жизни:

  • пессимистическая     оценка     своего прошлого,   наличие  воспоминаний  только о  неприятных   событиях,   ощущение   безнадежности   при   оценке   своего   текущего положения,   отсутствие   планов   на   будущее;
  • рассуждения  об  утрате  смысла  жизни,   о  смерти  и  самоубийстве,   разговоры прощального  характера,   например  подросток-девочка  фотографируется  и   просит   в случае ее смерти поместить сделанную фотографию   ей   на  памятник,   составление прощальных записок или писем.

Все перечисленные выше особенности поведения подростка должны насторожить окружающих его взрослых, ибо боязнь смерти у несовершеннолетних не базиру­ется на их осознанном ощущении ценнос­ти и неповторимости жизни. Общая неус­тойчивость, недостаточная критичность, повышенная самооценка и эгоцентризм со­здают условия для снижения бережного отношения к бытию, что при возникнове­нии любой конфликтной ситуации станет предпосылкой суицидального  поведения.

Педагог-психолог                                      В.И. Гоман

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.