Памятка подросткам
Люди постоянно сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями, непростыми проблемами, которые подчас кажутся неразрешимыми. В результате они могут потерять веру в себя и собственные силы, надежду на лучшее и стать рабами табака, наркотиков, алкоголя. Каждому человеку необходимо уметь управлять своим эмоциональным состоянием, использовать потенциальные резервы организма для преодоления стресса и его последствий.
Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в трудных условиях под действием внешних раздражителей – стрессоров.
Стрессоры бывают:
- физиологические – болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальная температура;
- психологические – необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности.
Реакция человека на стресс проходит три фазы:
1. это тревога и мобилизация всех сил организма на выработку защитной реакции.
2. сопротивление вредному воздействию и победа над ним, а если победы нет, то наступает третья фаза.
3. истощение сил, когда приспособительные возможности организма снижаются и резко возрастает опасность заболевания.
Последствия стрессового воздействия – депрессия; дистресс – страдание, недомогание, тяжелое состояние; ухудшение здоровья; усталость и дискомфорт; появление или обострение заболеваний – гипертония, бронхиальная астма, сахарный диабет и др.
Стресс можно рассматривать как положительный фактор на стадии сопротивления, которая заканчивается победой. Человек получает радость преодоления препятствия, оптимизм, самоуважение, опыт решения проблемы, уважение окружающих. Таким образом происходит закалка психики.
К стресс-факторам относятся:
- завышенные требования к себе и другим;
- страхи, обиды;
- пессимизм;
- конфликты со значимыми людьми;
- новые условия или новый коллектив;
- изолированность в коллективе;
- личностная некоммуникабельность;
- комплекс неполноценности;
- неуверенность в собственных способностях;
- нездоровая обстановка внутри учебного коллектива;
- эмоциональный разрыв с близким человеком и др.
Многие люди, не научившиеся эффективно управлять своей психикой, долгие годы живут в состоянии хронического стресса, который может постепенно привести к серьезной болезни. Недаром в народе говорят: «Собой владеть – все одолеть», «Хочешь быть здоровым – изгони из сердца все печали». Психическое и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. Хорошее настроение – это залог крепкого здоровья.
Психологи утверждают, что хорошее настроение можно целенаправленно создавать и поддерживать. Эту способность можно и нужно тренировать.
Приемы поддержания хорошего настроения:
Предвкушение приятного. Проснувшись, представьте себе что-нибудь приятное – душ, кофе, интересная встреча или дело, предстоящие каникулы или выходной и т.д.
Приятные воспоминания. Вспоминайте о приятных событиях – завершенное дело, утренняя пробежка, приятный разговор, совершенная долгожданная покупка и т.д.
Находить радостное в обыденном. Солнце, красивый закат, свежесть во рту после чистки зубов, ароматный чай, вкусная еда и т.д.
Начать день с улыбки или комплиментов самому себе. Если мы заставляем себя улыбаться, настроение улучшается.
Общение с близким человеком. Можно, во-первых, излить душу, во-вторых, переключиться на интересную тему, в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта.
Воздействие воды благоприятно влияет на человека, она обладает способностью снимать негативное напряжение. Смотря на воду, он успокаивается, перенимает от водяной стихии ее энергию.
Массируйте мочки ушей, чтобы вызвать положительные эмоции и улучшить самочувствие.
Произнесите добрые слова, сделайте доброе дело близкому человеку, приятелю, знакомому, родителю. Похвалите или скажите комплимент либо просто поинтересуйтесь, как дела. В ответ вы получите благодарную улыбку, которая согреет вас. Не жалейте добрых слов. Они вернутся к вам ответной добротой.
Сон. Во время глубокого сна человек как бы освобождается от мучающих его мыслей, неприятных эмоций, восстанавливает душевное равновесие и физические силы.
Ходьба пешком поднимает эмоциональный настрой.
Прикосновения близких. 4-12 прикосновений близких людей оказывают мощное целебное воздействие.
Не откладывайте неприятное дело, портящее вам настроение на потом, сделав дело, вы избавляетесь от гнета и напряжения.
Интенсивная мышечная нагрузка самый естественный и очень эффективный метод устранения послестрессовых отрицательных эмоций.
Логические приемы успокоения можно использовать, когда невозможно устранить причину плохого настроения. Например, «Ну что толку расстраивать себя? От этого все равно ничего не изменится. Хватит думать о неприятностях!». Попробуйте извлечь пользу из неудачи.
Время – самый мощный успокаивающий фактор. Оно приглушает все обиды. Годами заживают даже сильные душевные раны.
«Улыбнись своим горестям –
горечь их исчезнет.
Улыбнись своему противнику –
исчезнет его озлобление.
Улыбнись и своему озлоблению –
не станет и его». (Я. Райнис)
Памятка детям
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ 1. Я никогда не даю никакой личной информации (мое имя и возраст, мой адрес, номер телефона, номер школы, место работы моих родителей) без согласия родителей.
|
Я не буду обращаться в другие области без разрешения родителей и не буду нарушать установленные правила. 7. Я буду хорошим пользователем Интернета и не буду делать ничего, что может причинить вред другим людям или является противозаконным. 8. Я никогда и никому не буду писать оскорбительных писем в интернете, буду всегда вежливым и культурным пользователем сети. |
|
- Приставание («обхаживание») в сети (grooming - груминг), - вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения. Преступники, охотящиеся за детьми в киберпространстве, стараются привлечь подростка вниманием, заботой, добротой и даже подарками. Они определяют потенциально уязвимых детей, которые кажутся одинокими, чем-то расстроенными, или тех, кто ищет помощи и поддержки. Злоумышленники выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им, завоевывает доверие. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и увлечениях современной молодежи. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным друзьям за помощью в решении возникших проблем. После установления контакта on-line взрослый может начать убеждать ребенка или подростка перейти из публичного чата в более уединенное место. Если подросток соглашается и продолжает общение, |
взрослый может приступить к более интенсивному процессу обхаживания. Он начинает постепенно втягивать подростка в обсуждение интимных вопросов, показывать материалы откровенно сексуального характера, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Преступники постепенно оценивают возможность встречи с детьми в реальной жизни. Подобная тактика в дальнейшем приводит к тому, что ребенок не противится получению таких материалов и может согласиться на встречу вне сети. Выбранный в качестве жертвы ребенок может быть вовлечен в изготовление порнографии путем отправки своих фотографий или при помощи использования веб-камер. Впоследствии это дает преступнику дополнительное средство для контроля над подростком, которому можно угрожать разоблачением перед широкой аудиторией. Кроме этого, шантажу могут подвергаться родители подростка, особенно если это ребенок из обеспеченной семьи. |
- Буллинг - Насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения (bulling). Кибербуллинг - преследование в киберпространстве намеченного подростка может осуществляться путем передачи телефонных текстовых сообщений, изображений, посланий по электронной почте, а также через онлайновые дискуссионные группы по интересам и личные веб-страницы. Специфика виртуального пространства способствует вовлечению подростков в преследование сверстников. Учащимся, по тем или иным причинам ставшим «изгоями», посылаются анонимные оскорбительные и угрожающие сообщения, в интернете размещают компрометирующие их фотографии, сопровождаемые уничижительными комментариями, распускают неприличные слухи. Иногда наоборот — от имени того или иного подростка рассылаются оскорбительные сообщения в адрес других сверстников, зачастую сопровождаемые фотографиями. |
Педагог-психолог Гоман В. И.
ПАМЯТКА ДЕТЯМ
Знаешь ли ты законы и свои права?
1. Каковы возрастные ограничения понятий «ребенок» и «подросток»?
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка…»: «…под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме». Статья 179 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье определяет возрастные границы несовершеннолетнего: «Лицо с момента рождения до достижения им восемнадцати лет считается несовершеннолетним. Ребенок до достижения им четырнадцати лет считается малолетним. Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается подростком».
2. Разрешено ли пребывание в общественных местах (на улице, в парках) без сопровождения взрослых? С какого возраста?
В каждом регионе нашей страны приняты решения, которые регулируют пребывание несовершеннолетних в общественных местах. Например, согласно решению Минского городского совета от 14.03.1995 №419 запрещено пребывание детей в возрасте до 18 лет на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых после 23 часов.
3. Разрешено ли пребывание в местах, представляющих опасность для детей и подростков (например, в местах нахождения лиц, занимающихся проституцией)? Какие места считаются представляющими опасность для детей и подростков?
Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении как «лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия».
4. Разрешено ли пребывание детей в кафе и ресторанах? С какого возраста? Разрешено ли пребывание детей и подростков в кафе и ресторанах в сопровождении взрослых? С какого возраста?
Пребывание детей и подростков в общественных местах, в том числе в кафе и ресторанах, регулируется решением местного исполнительного и распорядительного органа о запрещении пребывания детей и подростков на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых после установленного времени.
5. Разрешено ли пребывание детей и подростков в ночных барах, ночных клубах и сходных увеселительных заведениях? С какого возраста?
На основании региональных решений запрещено пребывание детей и подростков в общественных местах без сопровождения взрослых в ночное время.
6. Разрешено ли присутствие детей и подростков на вечерах танцев (дискотеках)? С какого возраста? Разрешено ли присутствие детей и подростков на вечерах танцев (дискотеках) в сопровождении взрослых? С какого возраста?
Присутствие детей и подростков на вечерах танцев (дискотеках) регулируется решением местного исполнительного и распорядительного органа о запрещении пребывания детей и подростков на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых после установленного времени.
7. Разрешены ли продажа/потребление детьми и подростками водки либо подобных крепких спиртных напитков? С какого возраста? Разрешены ли продажа/потребление иных алкогольных напитков (вино, пиво и т.д.) детьми и подростками? С какого возраста?
Продажа спиртных напитков регулируется Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции» от 30.06.1998. Согласно Закону продажа крепких алкогольных напитков (включая вина) запрещена лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Продажа пива регламентируется Приказом Министерства торговли от 07.06.1999 №62 «основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности», согласно которому продажа пива разрешена лицам, достигшим 18-летнего возраста.
8. Какие ограничения на посещение киносеансов существуют для детей и подростков? Какие возрастные категории имеются?
Согласно Приказу Министерства культуры от 04.02.1999 №42 (п. 1.10) существуют следующие ограничения на просмотр фильмов:
** разрешен показ фильма детям до 16 лет с родителями или педагогами;
*** запрещен показ фильма детям до 16 лет;
**** запрещен показ фильма детям до 18 лет.
9. Разрешено ли посещение детьми и подростками игорных заведений? С какого возраста?
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 20.09.1999 №548 «Об утверждении Порядка осуществления игорного бизнеса на территории Республики Беларусь» запрещено посещение игорных заведений, где организуются и проводятся азартные игры, лицам в возрасте до 18 лет.
10. Разрешено ли курение детей и подростков в общественных местах? С какого возраста?
Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 №28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья» запрещает курение в общественных местах (независимо от возраста).
Педагог-психолог Гоман В. И.