Сайты с информацией по профориентации
- § Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь и сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса находятся на сайте: www.abiturient.by
- § Министерства образования Республики Беларусь: www.edu.gov.by
- § Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;
- § Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by;
- § Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;
- § Информационный портал http://www.tamby.info.
- § http://mycarrer.hrm.by (тематические статьи, советы школьникам , вопросы и советы о ЦТ и другое)
- Академия последипломного образования: www.akademy.by;
- Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона:kudapostupat.by
- Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by;
Правила выбора профессии
Выбор профессии - непростой и очень ответственный шаг. Работа, которая приносит удовлетворение, профессиональный рост, материальный достаток, общественное признание - залог успеха в жизни для любого человека. Но решается этот важный вопрос нередко на уровне интуиции, иногда под влиянием настроения, давления родителей, путем проб и ошибок. Вот почему важно правильно выбрать профессию. Как это сделать?
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: при выборе профессии надо учитывать три фактора: «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».
Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем компонентам. Таким образом, чтобы выбор профессии был оптимальным, надо ответить себе на следующие вопросы:
- Чем я хочу заниматься, к чему имею склонности? Что мне нравится делать? Какой вид деятельности меня привлекает?
Необходимо проанализировать свои желания, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, определить, чем вы хотите заниматься, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, какой вид деятельности вас привлекает. Склонности, стремления личности, мотивы, желания, интересы условно обозначают выражением «Я хочу».
- Смогу ли я?Смогу ли я получить выбранную специальность? Хватит ли у меня способностей и умений, чтобы освоить ту профессию, к которой "душа лежит"?
Необходимо оценить свои профессионально важные качества, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент).
Возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент) условно можно выразить словами «Я могу».
- Есть ли спрос на мою профессию? Востребована ли эта профессия на рынке труда? Смогу ли я устроиться на работу по своей специальности, есть ли перспективы у моей профессии?
Необходимо узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. «Надо» - потребности общества в кадрах.
В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
- интересна и привлекательна для вас,
- соответствует вашим способностям, состоянию здоровья,
- пользуется спросом на рынке труда.
Словарик старшеклассникам (профориентация)
Интересы – побуждения познавательного характера.
Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность. Способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.
Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.
Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.
Склонность – побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.).
Субкультура – это совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.
Рекомендации учащимся по самовоспитанию
Каждый выбирающий профессию, если он строго оценивает себя, может отметить, что ему для избранного дела не достает каких-то знаний, способностей, каких-то качеств. Однако одной строгой самооценки недостаточно. Необходимо заниматься самовоспитанием.
Самовоспитание - это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков.
Этапы самовоспитания:
1. Самоанализ уровня развития своей личности.
2. Составление перечня тех качеств, которые нужно в себе укрепить и развивать, и тех, которые необходимо подавить, преодолеть.
3. Составление плана определенных действий для тренировки ценных качеств и преодоления недостатков.
4. Периодическое подведение итогов работы над собой.
5. Постановка перед собой более усложненных задач.
Приемы самовоспитания
1. САМОПРИКАЗ: "Сказано - сделано!". Этому правилу нужно следовать ежедневно. По телевизору показывают интересный фильм, а тебе нужно решать задачи. Заставь себя выключить манящий экран и ты одержишь победу. Психологи утверждают, что стоит научиться приказывать самому себе, и вырабатывается прочная привычка быстро, даже с удовольствием выполнять собственные команды.
2. САМОКОНТРОЛЬ: В одном из философских трактатов есть такие мудрые слова: "В конце концов каждый остается один; вот тут-то и важно, кто этот один". Старайся всегда следить за самим собой, за своими поступками и действиями даже когда остаешься один. Постоянно подводи итоги каждого прожитого дня. Для этого лучше всего перед сном (пусть это станет привычкой!) придирчиво просмотри свой план и проверь: что успел выполнить, а что нет. Проанализируй причины неудач и постарайся преодолеть их.
3. САМООБОДРЕНИЕ: Иногда очень полезно самому себе подсказать: " Я должен сделать это, я смогу". Знай, что безнадежных ситуаций не бывает. Будь оптимистом!
4. САМОКРИТИКА: Внимательно всматривайся сам в себя, отмечай свои достоинства и недостатки. Первое - для совершенствования. Второе - для устранения. Самокритично относясь к своим слабостям или плохим привычкам, старайся их преодолеть. Одновременно умей радоваться своим положительным качествам, совершенствуя и приумножая их,
5. САМОВНУШЕНИЕ: Восточная пословица гласит: "Кто скажет себе: "Сломай препятствие" - сломает его. Но кто остановится в нерешительности - тому придется отступить". Внушить что-то себе - значит поверить в это. Когда веришь, легче добиваться поставленной цели.
6. САМООБЯЗАТЕЛЬСТВО: С юных лет надо учиться быть верным слову. Помни об этом и старайся всегда выполнять все свои обещания, пусть даже и незначительные. Прежде чем обещать, подумай, сможешь ли его выполнить. В противном случае легко прослыть обманщиком.
Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Совершенствовать свои духовные и физические качества нужно всю жизнь.