Выпускныя экзамены
па завяршэнні навучання і выхавання на II і III ступенях агульнай сярэдняй адукацыі
ў 2019/2020 н.г.
У 2018/2019 навучальным годзе ў параўнанні з мінулым навучальным годам змяненняў у колькасці і пераліку выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання на II і III ступенях агульнай сярэдняй адукацыі (далей – выпускныя экзамены) не адбудзецца.
У адпаведнасці з пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 04.07.2018 № 59 «Аб устанаўленні пераліку навучальных прадметаў, па якіх праводзяцца выпускныя экзамены, форм правядзення выпускных экзаменаў пры правядзенні ў 2018/2019 навучальным годзе выніковай атэстацыі вучняў пры асваенні зместу адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі» вучні:
IX класаў будуць здаваць тры выпускныя экзамены (усе – у пісьмовай форме) па вучэбных прадметах «Беларуская мова», «Русский язык», «Матэматыка»;
XI класаў – чатыры абавязковыя выпускныя экзамены: па вучэбных прадметах «Беларуская мова» або «Русский язык» (у пісьмовай форме), «Матэматыка» (у пісьмовай форме), «Замежная мова» (у вуснай форме па экзаменацыйных білетах) і «Гісторыя Беларусі» (у вуснай форме па экзаменацыйных білетах).
Рекомендации
по проведению экзамена и оформлению экзаменационных письменных работ по русскому (белорусскому) языку
Порядок проведения письменного экзамена
Выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования проводятся в письменной форме с 9 часов.
По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы базового образования, сдают «Белорусский язык» в письменной форме (диктант, 1 час); «Русский язык» в письменной форме (диктант, 1 час).
По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования с изучением учебных предметов на базовом уровне, сдают «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в письменной форме (изложение, 4 часа).
Уточняем следующее:
учащиеся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка на базовом уровне, и учащиеся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка на повышенном уровне, пишут изложение по разным текстам.
Оформление экзаменационной работы
Экзаменационные работы, которые проводятся в письменной форме, за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования выполняются на двойных листах бумаги со штампом учреждения образования, которые вкладываются один в один.
На штампе учреждения образования записывается дата проведения экзамена.
Например: 2 июня 2019 г.
После штампа учреждения образования пропускается 2 линейки и посредине строчки выполняется соответствующая запись:
Экзаменацыйная работа (пераказ)
па беларускай мове
вучанiцы 11”Б“ класа
Сідаровіч Ірыны Уладзіміраўны
Экзаменационная работа (изложение) по русскому языку
учащейся ХІ ”Б“ класса
Сидорович Ирины Владимировны
или
Экзаменацыйная работа (дыктант) па беларускай мове
вучанiцы 9”Б“ класа
Кавалевiч Вольгi Пятроўны
Экзаменационная работа (диктант)
по русскому языку
учащейся ІХ ”Б“ класса
Ковалевич Ольги Петровн
На второй странице без слова «тема» пишется тема изложения, диктанта.
В кавычки название темы изложения, диктанта берётся только тогда, когда она является цитатой и при ней стоит фамилия автора.
Экзаменационные работы учащихся после проверки и выставления отметки в баллах подписываются председателем и членами экзаменационной комиссии.
Например:
(отметка)
Председатель экзаменационной
комиссии (подпись) Т.И.Пшеничная
Члены экзаменационной
комиссии: (подпись) А.Г.Леонов
(подпись) Н.И.Трофимова
(подпись) В.В.Прокопович
Методика проведения диктанта
Учитель выразительно прочитывает весь текст диктанта, ученики внимательно слушают, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок.
При необходимости проводится объяснительная работа: обращается внимание на значение отдельных слов, некоторые записываются на доске (имена людей, термины, иноязычные слова).
Затем текст диктанта записывается по предложениям:
-учитель читает предложение полностью, учащиеся внимательно слушают;
-это же предложение учитель читает частями, поделив его на законченные смысловые отрезки, не повторяя их по несколько раз;
-после того, как предложение записано полностью, учитель читает его ещё раз.
В процессе диктанта исключаются подсказки учителя, в том числе и при произношении слов. Совершенно недопустимо орфографическое «подсказывающее» чтение, резко расходящееся с нормами речи (например: чтение слова д[о]ро[ж]ка вместо д[а]ро[ш]ка).
Рекомендуется соблюдать ровный темп чтения, чтобы обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.
После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели внимательно проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки.
Самостоятельная проверка текста в течение 5-10 минут.
Методика проведения выпускного экзамена в форме изложения
Вступительное слово учителя (подготовка учащихся к первичному восприятию текста).
Трудные для написания имена собственные, а также слова, имеющие терминологический характер, или слова, правописание которых не изучалось, по решению экзаменационной комиссии могут быть написаны на доске перед чтением текста.
Чтение текста учителем. Чтение должно быть правильным, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, при этом экзаменуемым разрешается делать в черновиках необходимые записи. Форма этих записей свободная.
Самостоятельная работа учащихся (до 30 минут).
Второе чтение текста учителем.
Создание чернового варианта экзаменационной работы, проверка написанного, переписывание начисто своей работы, ещё раз её проверка и сдача работы.
Необходимость в третьем чтении может возникнуть в классе с низким уровнем обученности. Его лучше всего проводить, когда большинство учащихся закончили работу над черновиком.
Вопрос о третьем чтении решается экзаменационной комиссией.
Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту
- Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
- Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
- Сформулируйте тему и основную мысль текста.
- Определите, к какому типу речи относится текст.
- Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
- Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении или пересказе.
- Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
- Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.
Как работать над черновиком изложения и сочинения
- Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нём тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
- Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нём речевых ошибок и недочётов. Устраните их.
- Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте, их.
Как составлять план текста
- Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
- Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
- Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
- Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Рекомендации учащимся
по подготовке к экзамену по иностранному языку
Данные рекомендации подготовлены с целью сориентировать учащихся на успешную сдачу экзамена по иностранному языку. Рекомендации содержат примерные тесты по лексике и грамматике, чтению, восприятию и пониманию речи на слух, на проверку навыков письма, а также перечень основных литературных и интернет-источников, необходимых для подготовки к экзамену. Тестовые задания распределены по степени сложности, что соответствует критерию оценки знаний учащихся. Приведённые примерные образцы тестов требуют знаний английского языка за весь курс обучения в средней школе. Содержание и тематика тестов примерна и может быть скорректирована в дальнейшем.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К УСТНОМУ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ
ВЫСКАЗЫВАНИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Заранее продумайте свое сообщение, составьте примерный план своего высказывания. Отработайте отельные слова и устойчивые фразы в материале по теме. Материалом для подготовки устного высказывания могут служить готовые темы, которые можно найти в учебных пособиях. Темы для высказывания желательно составлять самому или компилируя из нескольких пособий — так больше шанс избежать ошибки и проявить индивидуальность. Чем больше топиков на стандартные темы («Моя семья», «Работа», «Путешествия») вы выучите, тем больше вероятность, что при получении нестандартной темы вы наберете по несколько готовых фраз из каждой темы и продемонстрируете приличный ответ. К примеру, кроме учебных пособий с устными темами, вы можете найти информацию на сайте lengish.com/topics/ и умело ее редактируя ,вы составите свою тему, избежав кальки и выражений типа "London is a capital of Great Britain ...". Выучите список слов-связок типа «in fact», «to my mind», «for example», «at the same time», чтобы избегать пауз, когда будете собираться с мыслями. Накопите определенный запас коммуникационных единиц, которые впоследствии будете использовать в речи. Чтобы расширить ваш синонимический словарный запас, есть простое, но очень эффективное упражнение. Вы выписываете несколько слов (для этого можно даже скачать частотный словарь английского языка (например здесь www.en365.ru/top200.htm)- самые частые прилагательные, глаголы и наречия, а также существительные), потом стараетесь к каждому из них придумать столько синонимов, сколько можете. После этого открываете любой тезаурус, или словарь синонимов, в интернете (например, словарь синонимов на wordreference.com), и дописываете остаток синонимов, что будет там. Сколько именно изначальных слов выписывать - зависит только от вас и вашего желания учиться, у кого-то лучше пойдет по одному слову в день, у кого-то - по два-три, главное тут - не переборщить. Работа над одним словом и его синонимами должна заканчиваться только тогда, когда вы полностью уверены, что знаете, где и когда какое слово нужно применять. Занятия наспех, ради количества, в ущерб осознанию и пониманию, скорей отбросят вас назад, нежели продвинут вперед. Это нехитрое упражнение, выполняемое регулярно (в идеале - как дополнение к каждому вашему уроку английского,) через некоторое время даст плоды, и вы с приятным удивлением обнаружите, насколько лучше вы стали выражать свои мысли. Для примера можно процитировать одно известное кембриджское пособие для изучающих английский:
"Instead of repeating everyday words like very, good or nice, you will be able to exploit a wider range of language.
You would gain more marks in an exam, for instance, for writing
'We had a blissfully happy holiday in a picturesque little village surrounded by spectacular mountains'
than for
'We had a very happy holiday in a nice little village surrounded by beautiful mountains',
even though both sentences are perfectly correct."
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕСТУ ПО ВОСПРИЯТИЮ И ПОНИМАНИЮ РЕЧИ НА СЛУХ
Для подготовки к аудированию слушайте радио и смотрите фильмы в оригинале. Начинать лучше с чего-нибудь знакомого, чтобы не впадать в отчаяние: «не понимаю ничего — ни диалогов, ни сюжета вообще!» Постарайтесь, чтобы радио или телевизор с английскими новостями работали фоном, когда вы занимаетесь домашними делами или едете в машине. Не стоит, разве что, одновременно слушать и читать что-либо: психолингвисты доказали, что воспринимать тексты по двум каналам одновременно невозможно. Способы совершенствования навыков восприятия и понимания речи на слух приведены ниже в таблице:
Чтобы улучшить навыки восприятия и понимания на слух, нужна практика: слушайте больше и чаще английскую речь. Далеко не у всех есть возможность разговаривать и слушать носителей языка каждый день, тут на помощь нам приходит Интернет.
http://examenglish.com/TOEFL/toefl_listening.htm
http://gistguide.com/guide/listenings/listenings.php
http://qenglish.com/listening.html
http://lengish.com/tests/listening-37.html
В первую очередь рекомендуется сайтhttp://www.esl-lab.com/. Там вы найдете множество аудиофайлов с упражнениями, которые распределены по уровням: легкий, средний и сложный.. После первого прослушивания с помощью мини-тестов, вы определите свой уровень восприятия в процентном отношении. Во время второго прослушивания вы можете посмотреть текст записи, а потом сделать упражнения на закрепление лексики. Кроме того, используйте информацию следующих сайтов:
dailyesl.com (повседневные темы для начинающих),
ezslang.com (разговорный английскийв диалогах, с разъяснениями и упражнениями),
trainyouraccent.com (упор на американское произношение),
На сайте www.elllo.org. Вы можете прослушать интервью людей из разных уголков земли, так что со временем вы начнете слышать акценты и диалекты.
audioenglish.net – аудио-блог со скриптами, материалы распределены по уровням владения английским, а также по курсам Разговорный английский, английский для путешествий, бизнес английский и др.
Упражнения на заполнение пропусков в сенсационных новостях во время прослушивания вы найдете на englishclub.com.
На 5minuteenglish.com несколько аудио-файлов со скриптами, объяснение устойчивых словосочетаний, мини-тесты на понимание услышанного.
Сайт history.com также предоставляет видео и аудио материалы известных речей.
На 1-language.com бесплатные аудио-материалы со скриптами, без упражнений (в формате Flash Player).
Отдельно следует выделить аудиокурсы:
FocusEnglish.com – аудиокурс английского языка, состоящий из озвученных диалогов на темы Eating, Fashion, Friendship, Housing, Money, Romance, Time, Traffic, Traveling, Shopping, Vacation, Weather, Work и др.
Разговорный аудиокурс по темам: Как вести беседу (знакомство, дружба, семья, хобби, языки, работа), За границей (который час, ориентирование по карте, как брать такси, в автобусе, здания, покупка билетов, заказ номера) По телефону (договор о встрече, в тур агенство, заказ билетов в кино, заказ номера в гостинице, скорая помощь, вызов доктора, заказ столика в ресторане, как оставить сообщение на автоответчик), Короткие разговоры (Зигмунд Фрейд, образование планеты Земля, этимология английского и др.). http://www.learnenglishfeelgood.com/eslvideo/ предоставляет отрывки из фильмов и мультфильмов для аудирования и просмотра, и мини-тесты на проверку понимания. Упражнения на знаменитые фразы из кинофильмов вы найдете здесь http://michel.barbot.pagesperso-orange.fr/hotpot/movies.htm . Интересные новости и шоу смотрят на http://www.thedailyshow.com/. Есть в сети и старинные фильмы, которые можно смотреть бесплатно. Люди также делятся фильмами на http://en.englishyappr.com//welcome/VideoList.action
Как слушать?
Несколько раз, пока не начнете все понимать
Останавливать, отматывать назад и переслушивать непонятное (по частям)
Останавливать, смотреть незнакомые слова в словаре
Составлять список из незнакомых слов, переводить после просмотра
Слушать запись, записывая весь текст, все, что слышите, потом проверять себя по готовому тексту.
Повторять слова, имитируя интонацию за диктором.
Желательно слушать файлы с открытыми упражнениями и выполнять их.
После выполнения упражнений и проверки, не торопитесь переключаться на следующую аудиозапись. Выпишите все незнакомые слова, составьте с ними свои предложения, потренируйтесь повторять за дикторами, попробуйте пересказать общую идею и т.д.
Предлагаются следующие рекомендации для учащихся по выполнению экзаменационных заданий:
1. Непосредственно перед началом экзамена внимательно читайте инструкцию и извлекайте из неё всю полезную информацию. Внимательное чтение формулировки заданий позволит вам быстро ориентироваться в теме аудиотекста.
2. Одно из важнейших умений, которым вам необходимо овладеть для экзамена — это способность выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать к этим словам соответствующие синонимы.
Например, аудирование с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует вырабатывать в себе умение концентрироваться в тексте на ключевых словах и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания. Если от вас требуется извлечь запрашиваемую информацию, учитесь концентрировать своё внимание только на этой информации, отсеивая информацию второстепенную. При этом следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе.
3. Давайте ответы во время звучания аудиозаписи.
4. Запомните: выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного текста должен быть основан только на той информации, которая в тексте звучит.
Прежде чем приступить к прослушиванию, надо внимательно прочитать инструкцию и разобраться, что требуется сделать в задании. После первого прослушивания надо постараться отметить наиболее вероятные ответы, выделяя в звучащем тексте ключевые слова и соотнося с теми, что уже подчеркнуты в утверждениях. Во время второго прослушивания рекомендуется сконцентрировать внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности которое есть сомнения. Задача – проверить правильность первоначальных ответов.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕСТУ ПО ЧТЕНИЮ
Читайте как можно больше. Учитесь читать без словаря сложные тексты, выделять основную идею текста, отделять ключевые моменты от второстепенной информации. В ход могут пойти как газеты, так и книги. Да, и помните, что адаптированные для русскоязычного читателя книги — не ваш вариант. Подойдут, к примеру, книги издательства Oxford University Press. Главное — не занижайте планку и не берите тексты слишком простого уровня. Слагаемые успеха чтения английских текстов
1. Читайте много - самое меньшее 8 часов в неделю!
2. Читайте часто - лучше всего каждый день! Во всяком случае, не меньше трех дней в неделю.
3. Читайте долго - по меньшей мере, два месяца подряд!
4. Задавайте себе время на страницу! Под этим я подразумеваю, что день за днем - или, если хотите, ночь за ночью - нужно записывать, сколько страниц той или иной английской книги вы прочитываете за час. Первая большая цель - прочесть 5 страниц книги среднего формата за один час (это будет примерно 10 - 15 минут на каждую страницу). Точнее, в самом начале на одну страницу может уйти и до двух часов упорных занятий, но нужно стремиться постепенно уменьшать это время - сначала до одного часа, потом до получаса - и так далее, соревнуясь в английском с самим собой.
5. Усложняйте свои цели! Предположим, что вы уже достигли первой поставленной цели и читаете по 5 страниц в час. Для вас это стало нормальной скоростью. Поставьте себе теперь цель перейти на 10 страниц в час - и добейтесь ее. Конечно, придется работать
интенсивнее. В частности, постарайтесь быстрее находить незнакомое английское слово в словаре, выписывайте переводы только тех слов, которые вам действительно нужны. Вообще, пристальнее вглядывайтесь в содержание английского текста - для того, чтобы выбирать в нем подлинно ключевые слова. В этом случае ваше чтение английских текстов станет подлинно экстенсивным.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОМУ ТЕСТУ
Постоянно повторяйте изученный лексико-грамматический материал по всем темам, выполняйте тренировочные тесты в учебных пособиях, заучивайте устойчивые фразы и выражения. Список необходимого грамматического материала:The English Verb(The Active Voice,The Passive Voice),Modal verbs,Conditionals,Infinitive and Gerund,The English Noun,The Article,Pronouns,Adjectives and Adverbs,The English Numeral.Prepositions,Word Formation,Word Order.Теоретический и практический материл по данным темам можно найти в учебных пособиях по гшраммаитике, например, Карневская Е.Б. Курочкина З.Д. Мисуно Е.А. On the Way to Success (На пути к успеху)
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕСТУ НА ПРОВЕРКУ НАВЫКОВ ПИСЬМА
Заученные конструкции на заданные темы пригодятся и при написании небольшого эссе. Помните, что хорошее эссе — это не обязательно длинное эссе, а эссе логичное, аргументированное и связное. Перед тем, как браться за написание текста, надо обдумать план, понять, какими тезисами вы будете пользоваться, какими примерами их подкреплять и какие выводы делать.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Помните, что на любом экзамене время на подготовку ответа будет ограничено. Учитесь работать в сжатые сроки: ставьте перед собой часы, засекайте время и начинайте читать-писать-переводить. Уложились в час? В следующий раз попытайтесь уложиться в 50 минут. Потом в 40. Чем меньше времени будет уходить на задание — тем лучше. Разумеется, не в ущерб качеству.
Пытайтесь равномерно распределять время между заданиями. Одна из самых распространенных ошибочных стратегий во время экзамена — медленно и вдумчиво сделать первую половину, а потом вдруг обнаружить, что время почти закончилось и наспех, кое-как, доделать вторую. Учитесь работать сразу набело, не оставляя задания с мыслью «ну, это я потом в конце перепроверю и допишу». В конце времени может не остаться.
Советы учителей по подготовке к экзамену по иностранному языку
1. Ежедневно уделяй 20 минут чтению текста на иностранном языке и его литературному переводу.
2. Ставь вопросы к тексту. Это тебе поможет понять вопросы учителя и правильно на них ответить.
3. Повтори пройденную лексику из учебников 9-11 кл. Это поможет тебе быстро справиться с переводом текста на экзаменах и более подробно отвечать на вопросы.
4. Повтори грамматику (порядок слов в вопросительном предложении, времена глагола, модальные глаголы, склонение существительных и прилагательных, союзов и порядок слов в сложноподчиненном предложении и т. д.). Знание грамматики поможет тебе правильно выразить свою мысль.
5. Кроме чтения и перевода тебе нужно уметь вести беседу с членами экзаменационной комиссии по 20 темам. Советуем готовить темы вдвоем, чтобы иметь возможность прослушать ответы друг друга по теме и задать вопросы по ней.
Общие требования культуры ведения записей
в экзаменационной работе по математике
-Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.
-Всякая новая мысль начинается с красной строки.
-Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.
-Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.
-Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.
-Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля. Элипсообразные фигуры с помощью шаблона.
Правильное расположение математических знаков в строке. Так, перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках сложения, вычитания, умножения и равенства. При переносе, знаки «+», «-» и «=» повторяются на следующей строке, знак умножения заменяется «х», который тоже повторяется на следующей строке. Правильно располагать черту дроби и знак равенства. Черта дроби не разрывается.
-Сокращение обозначений единиц измерения должно быть правильным.
-Не допустимо сокращение слов в рассуждениях.
-Сильно не увлекаться использованием математической символики.
-Нельзя слова «следовательно», «значит», «треугольник», «параллельно» и т.д. в тексте заменять математическими знаками.
-В конце решения должен быть обязательно ответ. В задачах на доказательство, исследование или построение – вывод.
Требования к оформлению решений математических задач
- Правильность решения. Решение задачи не должно содержать математических и логических ошибок. Среди математических ошибок различают существенные (грубые) и несущественные (негрубые) ошибки.
При проверке работ следует иметь в виду, что оформление решений может быть разным. Здесь важно, чтобы в записях были видны основные этапы решения и логика. Не следует стремиться к «идеальному» эталону оформления. Не следует требовать от учащихся излишне развернутых обоснований. Надо обосновывать все то, что не является очевидным по ходу решения и объяснять дополнительные построения, если они выполняются.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К существенным (грубым) ошибкам относятся ошибки, свидетельствующие о том, что ученик не знает формул, не усвоил математические понятия, правила, утверждения, не умеет оперировать ими и применять к выполнению заданий и решению задач.
А именно:
а)незнание, непонимание определений основных математических понятий, формулировок теорем, формул, которые предусмотрены программой,
б)незнание сущности математических понятий, математических величин,
в)неумение решать простейшие задания,
г)неумение строить графики элементарных функций,
д)неправильное применение методов, способов, приемов решения практических заданий.
К несущественным (негрубым) ошибкам относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся по программе основными, т.е. отдельные ошибки вычислительного характера, погрешности в формулировке вопросов, определений, математических утверждений, небрежное выполнение записей, рисунков, графиков, схем, диаграмм, таблиц, а также грамматические ошибки в написании математических терминов. Такого рода ошибки не приводят к искажению смысла задания и его выполнения и не влияют на ответ.
Например:
-неточность определений, формулировок, теорем, формул;
-недостаточное обоснование существенных утверждений решения;
-исключение без объяснения одного из корней уравнения;
-построение графика линейной функции по трем точкам;
-в окончательном ответе не избавились от иррациональности в знаменателе;
-запись ответа в виде сократимой дроби;
-небрежность и неаккуратность записей, рисунков, чертежей;
-стилистические, пунктуационные и орфографические ошибки;
-запись ответа в виде сократимой дроби;
-исключение без объяснения корня уравнения;
-изображение отрезка, концами которого являются штрихи;
-график линейной функции построен по трем и более точкам;
-ответ представлен в виде сократимой дроби;
-решение неравенства записано в виде х(0; 8);
-запись: функция возрастает на (1; 2) (7; );
-разорвана черта дроби;
-различные единичные отрезки на осях координат;
-невидимые линии в сечении и изображении фигур нарисованы сплошной линией.
1. Логические ошибки – это ошибки в рассуждениях и доказательствах, вызванные нарушением правил и законов логики. Они чаще всего обусловлены неправильным употреблением логических связок «и», «или», «если…, то…», недостаточным осознанием понятий «логическое следование», «логическая равносильность», нечетким пониманием идеи доказательства методом от противного и т.д.
В любой геометрической задаче обязательна краткая запись условия либо словесное введение условия в решение. В большинстве геометрических задач требуется рисунок. Изображение фигуры считается верным, если оно дает однозначное представление о фигуре и позволяет выполнять дополнительные построения.
- Обоснованность решения. Пояснительный текст, сопровождающий решение, должен содержать ссылки на аксиомы, теоремы, следствия. Отсутствие обоснований может привести к неверным результатам. Однако важно уметь отличать существенное от несущественного при записи пояснительного текста. Например, нет необходимости пояснять, что обе части уравнения возводятся в квадрат, записывать в общем виде формулы корней квадратного уравнения, тригонометрические тождества и т.д. Но должны быть обоснованы отброшенные корни, отсутствие корней, взаимное расположение прямых, построение линейного угла в двугранном угле, расположение основания высоты в пирамиде, положение и форма граней, угол между прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми и т.д. Другими словами надо обосновывать все то, что не является очевидным по ходу решения задачи, и объяснять дополнительные построения, если они производились.
- Полнота решения. При решении математической задачи должны быть рассмотрены все возможные случаи, если это предполагает условие. Неполнота решения является существенным недостатком при решении задачи.
Например:
Если в равнобедренном треугольнике угол 44°, то он может быть и при вершине, и при основании.
- Рациональность решения. Если задача допускает несколько способов решения и с ними знаком ученик, то весьма желательно, чтобы приводилось рациональное решение.
- Соблюдение правил правописания. Решение математической задачи не должно содержать орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Если они присутствуют, то они должны исправляться учителем.
- Полное условие заданий экзаменационной работы выпускниками в работу не переписывается.
- Учащиеся могут выполнять задания в любом порядке.
- На выпускные экзамены учащимся (в том числе и учителям) не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.
- На экзамене не разрешается пользоваться калькулятором, мобильным телефоном.
- Учащиеся, сдающие экзамен, могут по одному ненадолго выйти с экзамена с разрешения экзаменационной комиссии, сдав работу и черновик. Члены комиссии на черновике фиксируют время отсутствия ученика.
- Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
- Письменные работы учащихся после завершения выпускных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям.
- Проверка экзаменационных работ осуществляется в учреждении образования, проверка осуществляется только красным стержнем. На листах экзаменационных работ, напротив каждого выполненного задания отмечается количество баллов, которым оценено это задание. На полях после решения последнего задания записывается сумма баллов за выполнение всех заданий, которые переводятся в соответствующую отметку.
- Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
- В экзаменационных работах учащихся в письменной форме за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования учителем зачеркиваются и подчеркиваются все ошибки, а над орфографическими, пунктуационными и грамматическими пишется правильный вариант.
- Ошибки в содержании и речевые подчеркиваются в тексте волнистой линией.
- Требования к оформлению записей в экзаменационной работе:
-записи ведутся аккуратно, разборчивым подчерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета, не допускается использование фломастеров, наклеек, для построения геометрических фигур, графиков функций можно использовать цветные карандаши, кроме красного;
-в записях сохраняется красная строка;
-между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз;
-для выставления отметки отводится 4 клетки между последней строчкой записи ученика в экзаменационной работе и подписями членов экзаменационной комиссии;
-чертежи, графики выполняются карандашом или ручкой, при необходимости с применением линейки и циркуля.
18. Для оценивания экзаменационной работы за период обучения и воспитания на П и Ш ступенях общего среднего образования целесообразно использовать следующую рейтинговую шкалу:
19.При оценивании экзаменационных работ учитывается характер допущенных существенных и несущественных ошибок. Количество баллов за выполнение задания снижается на 10%, если в нем допущена несущественная ошибка. Если при выполнении задания допущена существенная ошибка, то задание считается невыполненным.
Як падрыхтавацца псіхалагічна:
☼ Для таго каб у крызіснай сітуацыі не губляць галавы, неабходна не ставіць перад сабой звышзадачы для дасягнення звышмэты.
☼ Неабходна пачынаць рыхтавацца да іспытаў загадзе, па частках, захоўваючы спакой.
☼ Паспрабаваць спачатку запомніць то, што даецца лёгка, а потым пераходзіць да вывучэння цяжкага матэрыялу.
☼ У перапынках паміж заняткамі слухайце расслабляльную музыку, танцуйце, рабіце спартыўныя практыкаванні, кантактуйце з цікавымі людзьмі, дапамажыце тым, хто асабліва мае патрэбу ў вашай любові, клопаце, ласцы.
Рэжым дня:
☼ Падзялі дзень на тры часткі: навучальная праца - 8 гадзін, адпачынак - 8 гадзін, сон - не менш за 8 гадзін.
☼ арганізуйце сваё працоўнае месца так, каб ніхто і нішто не адцягвала цябе ў час працы.
Харчаванне:
☼ Трох-чатырохразовае, каларыйнае, багатае на вітаміны;
☼ Аддаваць перавагу малочным прадуктам, рыбе, мясу, гародніне, садавіне;
☼ для памяці: моркву з раслінным алеем (стымулюе абмен рэчываў у мозгу), шклянку ананасавага соку;
☼ сканцэнтраваць увагу дапаможа палавінка рэпчатай цыбулі ў дзень (дапамагае пры разумовым ператамленні, псіхічнай стомленасці, спрыяе разрэджванню крыві, паляпшае забеспячэнне мозгу кіслародам);
☼ Дасягнуць творчага азарэння, справакаваць нараджэнне геніяльных ідэй, стымуляваць нервовую сістэму можна пры дапамозе гарбаты з кмену (2 чайныя лыжкі здробненага насення на кубак);
☼ Паспяхова "грызці граніт навукі" дазваляюць капуста (яна зніжае актыўнасць шчытападобнай залозы, здымае нервовасць) і лімон (асвяжае думкі, палягчае ўспрыманне інфармацыі за кошт ударнай дозы вітаміна С);
☼ Добры настрой падтрымае «садавіна шчасця» – бананы, якія змяшчаюць неабходнае мозгу рэчыва - сератанін.
Умовы падтрымкі працаздольнасці:
☼ чаргаваць разумовую і фізічную працу;
☼ Берагчы ад ператамлення вочы, даваць ім адпачынак, перамыкаць увагу;
☼ Мінімум тэлевізійных перадач, працы за камп'ютарам;
☼ Стымуляваць пазнавальныя здольнасці можна пры дапамозе наступнага практыкавання: вялікім і ўказальным пальцамі адной рукі з сілай здушваць фалангу кожнага пальца другой рукі, пачынаючы ад ногцевай фалангі, спачатку ў тыльныя-далоневай, затым у міпальцавай плоскасці. Затым рукі мяняем.
☼ Падняць настрой і напоўніць сябе свежай сілай дапамогуць ўдыхі і выдыхі з гукамі «Аааа», «ііііі», «Оооо», «Уууу». Важна каб пры ўдыху гук спяваўся паступальна ўверх(уявіце, што разам з паветрам вы ўдыхаеце светлыя і радасныя думкі), а пры выдыху паступальна ўніз ( пры гэтым з вас выцякае адчуванне стомленасці, стомы, нуды).
Парады выпускнікам па падрыхтоўцы да выпускнога экзамену па беларускай мове
Экзамен - гэта заўсёды выпрабаванне, якому павінна папярэднічаць сур'ёзная, грунтоўная падрыхтоўка.
Па беларускай мове за курс сярэдняй школы вучні здаюць пераказ тэксту. Падрыхтоўка павінна пачынацца загадзя, бо трэба не толькі паўтарыць правілы арфаграфіі і пунктуацыі, але і навучыцца працаваць з тэкстамі.
Большасць вучняў памылкова лічыць, што галоўнае - перадаць тэкст як мага бліжэй да арыгіналу. Між тым зусім не трэба імкнуцца пераказаць тэкст "слова ў слова", важна "выявіць галоўную думку (ідэю) твора ці ўрыўка, раскрыць яе праз перадачу зместу ў пэўнай паслядоўнасці , захоўваючы моўныя і стылёвыя сродкі ў адпаведнасці з ідэйна-мастацкай задачай зместу". Такі падыход дазваляе вучням выявіць свае творчыя магчымасці, а галоўнае - пазбегнуць цяжкасцей у напісанні. Так, амаль заўсёды можна замяніць сінонімам ці блізказначным слова, у напісанні якога вы сумняваецеся. Можна нават прапусціць слова, словазлучэнне, пэўную сінтаксічную канструкцыю, калі не памятаеце дакладна, як афармляць яе на пісьме (зразумела, такі пропуск магчымы толькі тады, калі ён не разбурае сказ, не робіць выказванне незразумелым). Можна змяніць парадак слоў у сказе, "падагнаць" яго пад правіла, якое вы ведаеце дакладна. Нарэшце, можна перабудаваць сказ (напрыклад, складаны бяззлучнікавы ў складаназлучаны ці складаназалежны, простую мову замяніць ускоснай, з аднаго складанага сказа зрабіць некалькі простых і г.д.). Словам, галоўная задача - знайсці аптымальны варыянт перадачы зместу тэксту і лепшага яго афармлення. Гэта задача пад сілу падрыхтаваным да такога віду творчай працы, як пераказ.
Пры самастойнай падрыхтоўцы можна параіць дапаможнік, складзены С.І. Цыбульскай. Структура яго адпавядае зместу школьнай праграмы па беларускай мове. Аднак некаторыя пытанні разглядаюцца больш падрабязна, іншыя толькі агаворваюцца, нагадваюцца. Такі падыход да выкладання матэрыялу - вынік шматгадовых назіранняў і аналізу работ абітурыентаў розных навучальных устаноў г. Мінска. Таму ў адным параграфе вы знойдзеце тлумачэнні, парады, разважанні, у другім - схемы і табліцы, у трэцім - "сухія" правілы.
Задача вучняў - прааналізаваць тэарэтычны матэрыял. разабрацца ў ім, зразумець, што трэба завучваць (напісанні, правілы пастаноўкі знакаў прыпынку, асаблівасці беларускага сінтаксісу), а што - асэнсаваць.
Падрыхтоўка да экзамену ў форме пераказу мае сваю спецыфіку. Такі від работы, як дыктант, патрабуе пэўнага ўзроўню развіцця слыхавай (маторнай) памяці; рыхтуючыся да тэсту. неабходна развіваць найперш памяць зрокавую. Якаснае напісанне пераказу патрабуе даволі высокага развіцця абодвух відаў памяці. Таму заданні, змешчаныя ў дапаможніку, арыентаваны на развіццё і слыхавай, і зрокавай памяці.
Разам з тым многія практыкаванні арыентаваны на развіццё і ўдасканаленне камунікатыўных навыкаў (уменняў дакладна ўжываць словы, захоўваць іх лексічную спалучальнасць, будаваць словазлучэнні і сказы, пераказваць тэкст з захаваннем пэўных стылёвых асаблівасцяў).
Абавязкова выконвайце ўсе практыкаванні - гэта дапаможа вам замацаваць веды па тэорыі, выпрацаваць уменне карыстацца правіламі на практыцы.
Кожны раздзел дапаможніка змяшчае заданне напісаць пераказ тэксту. Гэтыя тэксты, як правіла, меншыя за тыя, што даюцца на экзаменах, аднак не варта пачынаць адразу з вялікіх: справіцца з імі можна толькі пасля пэўнай падрыхтоўкі. Пасля таго як пераказ напісаны яго неабходна праверыць , вярнуцца да тэксту, прааналізаваць найбольш цяжкія напісанні, растлумачыць пастаноўку знакаў прыпынку, адзначыць магчымую пунктуацыйную варыянтнасць. Для таго каб веды былі больш трывалымі, а ўменні дасканалымі, пасля кожнага практычнага задання неабходна выканаць работу над памылкамі. Гэта найбольш дзейсная прафілактыка памылак: прааналізаваць моўную з'яву, успомніць адпаведнае правіла, самастойна падабраць прыклады на гэта правіла - словам, асэнсаваць, чаго раней не ведаў і на што трэба яшчэ раз звярнуць увагу.
Міністэрствам адукацыі Рэспублікі Беларусь падрыхтаваны "Зборнік экзаменацыйных матэрыялаў па беларускай мове за курс сярэдняй школы (тэксты для пераказу), які варта мець кожнаму, хто рыхтуецца здаваць экзамен у форме пераказу ў школе.
Бясспрэчна, лепш рыхтавацца да экзамену пад кіраўніцтвам спецыяліста - настаўніка, выкладчыка падрыхтоўчых курсаў, рэпетытара. Але, калі гэта немагчыма, не трэба адчайвацца: дапаможнік якраз разлічаны на самастойную працу абітурыентаў, у ім ёсць раздзел "Адказы да практыкаванняў",які дапаможа вам праверыць сябе.
Усе пытанні, якія ўзнікаюць пры працы з тэарэтычным матэрыялам, практыкаваннямі, тэкстамі, абавязкова трэба занатаваць (можна адвесці для гэтага некалькі старонак у рабочым сшытку), каб потым задаць іх на кансультацыі, якая звычайна праводзіцца напярэдадні экзамену.
Неабходна нагадаць правілы напісання пераказу.
• Пры першым чытанні слухайце тэкст уважліва. Звярніце ўвагу, які тып маўлення ўласцівы яму, асаблівасці якога стылю мовы вам неабходна перадаць. Сфармулюйце для сябе тэму і галоўную думку тэкста (пра што вам трэба расказаць, што апісаць, над чым паразважаць і да якога вываду прыйсці).
• Калі тэкст чытаецца другі раз, вы можаце рабіць якія-небудзь паметкі: апорныя словы і спалучэнні слоў, змест простай мовы і інш. Пры неабходнасці экзаменатар звычайна тлумачыць некаторыя словы і выразы або нават запісвае іх на дошцы (як правіла, гэта словы іншамоўнага паходжання, якія рэдка ўжываюцца, або словы з лексікі абмежаванага ўжытку: прафесіяналізмы, дыялектызмы, устарэлыя словы).
• Цяпер вам трэба пераказаць тэкст. Спачатку пішыце так, як вам запомнілася. Затым загляніце ў запісы, зробленыя падчас другога чытання, і ўнясіце патрэбныя змяненні, дапаўненні.
Прачытайце, што ў вас атрымалася; пры гэтым сачыце за тым, каб выказванне вызначалася паслядоўнасцю, лагічнасцю, каб не было сказаў, сэнс якіх цяжка або ўвогуле нельга зразумець (няправільна пабудаваны сказ, прапушчана слова, няўдалы парадак слоў і г.д.). Калі трэба, перабудоўвайце сказы, замяняйце ці перастаўце словы.
• Прачытайце тэкст яшчэ раз, звяртаючы ўвагу на тое, ці ўдала вы падзялілі яго на абзацы. Пры наступным чытанні праверце напісанне слоў і пастаноўку знакаў прыпынку. Важна асэнсаваць, для чаго патрэбны той ці іншы знак прыпынку (што ён раздзяляе ці выдзяляе) і які знак павінен стаяць у кожным канкрэтным выпадку (калі вы не ўпэўнены, лепш перабудаваць сказ такім чынам, каб знак прыпынку не выклікаў у вас пытанняў).
• Некалькі хвілін адпачніце, а потым перапісвайце работу на чыставік. Старайцеся не рабіць выпраўленняў і пісаць разборліва, думайце над кожным пераносам.
• Перачытайце тэкст яшчэ раз. Зверце чыставік з чарнавіком (ці не прапусцілі якое-небудзь слова, знак прыпынку, ці не забыліся выдзеліць абзац). Калі дазваляе час, крыху адпачніце і потым яшчэ раз прачытайце сваю работу так, як чыталі чарнавік.
Як відаць, самаправерка пісьмовай работы - справа складаная і не менш адказная, чым напісанне самой работы.
Парады навучэнцам
па падрыхтоўцы да выпускных экзаменаў
Любы экзамен, няхай гэта будзе выпускны або ўступны, уяўляе сабой стрэсавую сітуацыю для таго, хто яго здае. Падрыхтоўка да яго суправаджаецца высокімі эмацыянальнымі, інтэлектуальнымі і фізічнымі нагрузкамі.
Час падрыхтоўкі да экзаменаў трэба разумна размеркаваць. Не варта займацца шмат гадзін без перапынкаў. Лепш вучыць блокамі: засвоіў тэму, замацаваў яе і адпачыў. Потым коратка паўтарыў, што завучыў, і – за новую тэму.
Адзначце тэмы, якія вы ўжо прапрацавалі і ў якіх адчуваеце сябе ўпэўнена.
Сканцэнтруйце ўвагу на пытаннях, да якіх вы слаба падрыхтаваныя.
Выкарыстоўвайце час, адведзены на падрыхтоўку, як мага больш эфектыўна. Новы і складаны матэрыял вучыце ў той час сутак, калі добра «думаецца», г.зн. адзначаецца высокая разумовая працаздольнасць. Звычайна гэта ранішнія гадзіны пасля добрага адпачынку.
Да матэрыялу, які цяжка запамінаецца, неабходна вяртацца некалькі разоў. Праглядаць яго на працягу некалькіх хвілін увечары, а затым яшчэ раз раніцай.
Каб лепш запомніць матэрыял, неабходна максімальна выкарыстоўваць усе магчымасці: успрымаць тэкст і на слых, і візуальна чытаць з ліста.
Трэніруйцеся адказваць на пытанні. Па меры таго, як вы вывучылі кожную тэму, спрабуйце адказваць на пытанні. Адказваючы на іх, вы набываеце
ўпэўненасць у сабе і зможаце адказаць на нечаканыя пытанні на экзамене.
Пераказ тэксту сваімі словамі прыводзіць да лепшага запамінання, паколькі гэта актыўная, арганізаваная разумовая праца.
Вельмі карысна складаць схемы і алгарытмы канкрэтных тэм і трымаць іх у памяці, а не «зазубрываць» усю тэму цалкам “ад” і “да”.
Да экзамену лепш рыхтавацца з бацькамі, сябрам або сяброўкай: паўтараць, задаваць пытанні і адказваць на іх, «прамаўляць» увесь матэрыял.
За некалькі дзён да экзамену “прагані” ў думках магчымыя сітуацыі на
іспытах, уяві сабе ва ўсіх дэталях абставіны будучага экзамену.
Як рыхтавацца да экзаменаў
Як падрыхтавацца псіхалагічна:
☼ Для таго каб у крызіснай сітуацыі не губляць галавы, неабходна ня ставіць перад сабой звышзадачы для дасягнення сверхцели.
☼ Неабходна пачынаць рыхтавацца да іспытаў загадзя, па частках, захоўваючы спакой.
☼ Паспрабаваць спачатку запомніць то, што даецца лёгка, а потым пераходзіць да вывучэння цяжкага матэрыялу.
☼ У перапынках паміж заняткамі слухайце расслабляльную музыку, танцуйце, рабіце спартыўныя практыкаванні, кантактуйце з цікавымі людзьмі, дапамажыце тым, хто асабліва мае патрэбу ў вашай любові, клопаце, ласцы.
Рэжым дня:
☼ Падзялі дзень на тры часткі: навучальны праца - 8 гадзін, адпачынак - 8 гадзін, сон - не менш за 8 гадзін.
☼ арганізуюць сваё працоўнае месца так, каб ніхто і нішто не адцягвала цябе ў час працы.
Харчаванне:
☼ Трох-чатырохразовае, каларыйнае, багатае на вітаміны;
☼ Аддаваць перавагу малочных прадуктах, рыбе, мясу, гародніне, садавіне;
☼ палепшацца памяць: моркву з раслінным алеем (стымулюе абмен рэчываў у мозгу), шклянку ананасавы соку;
☼ сканцэнтраваць увагу дапаможа палоўка рэпчатай цыбулі у дзень (дапамагае пры разумовым ператамленні, псіхічнай стомленасці, спрыяе разрэджванню крыві, паляпшае забеспячэнне мозгу кіслародам);
☼ Дасягнуць творчага азарэння, справакаваць нараджэнне геніяльных ідэй, стымуляваць нервовую сістэму можна пры дапамозе гарбаты з кмена (2 чайныя лыжкі здробненых насення на кубак);
☼ Паспяхова грызці граніт навукі дазваляюць капуста (яна зніжае актыўнасць шчытападобнай залозы, здымае нервовасць) і лімон (асвяжае думкі, палягчае ўспрыманне інфармацыі за кошт ударнай дозы вітаміна З);
☼ Добры настрой падтрымаюць «садавіна шчасця» – бананы, якія змяшчаюць
неабходнае мозгу рэчыва - серотонін.
Умовы падтрымкі працаздольнасці:
☼ чаргавацца разумовы і фізічная праца;
☼ Берагчы ад ператамлення вочы, даваць ім адпачынак, перамыкаць увагу;
☼ Мінімум тэлевізійных перадач, працы за кампутарам;
☼ Стымуляваць пазнавальныя здольнасці можна пры дапамозе наступнага практыкаванні: вялікім і паказальным пальцамі адной рукі з сілай здушваць фалангу кожнага пальца другой рукі, пачынаючы ад ногцевай фалангі, спачатку ў тыльныя-далоневай, затым у межпальцевые плоскасці. Затым рукі мяняем.
☼ Падняць настрой і напоўніць сябе свежай сілай дапамогуць ўдыхі і выдыхі з гукамі «Аааа», «Ииии», «Оооо», «Уууу». Важна каб пры ўдыху гук спявалася паступальна ўверх(уявіце, што разам з паветрам вы ўдыхаеце светлыя і радасныя думкі), а пры выдыху паступальна ўніз ( пры гэтым з вас выцякае адчуванне стомленасці, стомы, нуды).
- Капіраванне і перадрукоўка любой інфармацыі з сайта без ўказанні крыніцы забаронены.
Парадак афармлення экзаменацыйных работ
Экзаменацыйныя работы, якія праводзяцца ў пісьмовай форме, па завяршэнні навучання і выхавання на II і III ступенях агульнай сярэдняй адукацыі выконваюцца на падвойных лістах паперы, якія ўкладваюцца адзін у адзін, са штампам установы адукацыі.
На адбітку штампа ўстановы адукацыі запісваецца дата.
Напрыклад:
2 чэрвеня 2018 г.
Пасля адбітку штампа ўстановы адукацыі прапускаецца два радкі і пасярэдзіне наступнага радка робіцца адпаведны запіс:
Экзаменацыйная работа (дыктант)
па беларускай мове
вучаніцы 9 класа
Рамашкі Алесі Ігараўны
Экзаменацыйная работа (пераказ)
па беларускай мове
вучня 11 класа
Шумейкі Андрэя Анатольевіча
На другой старонцы без слова “тэма” пішацца назва дыктанта, пераказу.
ПАРАДЫ ДА ЭКЗАМЕНА ПА БЕЛАРУСКАЙ МОВЕ
Калі першы раз чытаюць тэкст, трэба:
- уважліва слухаць;
- вылучыць асноўную думку;
- вызначыць функцыянальны стыль мовы;
- запомніць паслядоўнасць апавядання;
- скласці тэзісны план.
Не трэба:
старацца запісаць як мага больш слоў, словазлучэнняў, сказаў, бо гэта парушае цэльнасць успрымання;
намагацца запомніць складаныя канструкцыі.
Нагадваем: вучань складае свой уласны тэкст на аснове аўтарскага.
Калі другі раз чытаюць тэкст, трэба:
- сфармуляваць тэму і ідэю;
- удакладніць паслядоўнасць пераказу;
Як рыхтавацца да экзамена па гісторьі Беларусі
- Паўтары тэмы ў храналагічным парадку.
- Уважліва прачытай пытанне. Праглядзі запісы ў сшытку, прачытай матэрыялы для падрыхтоўкі да экзамена, пры неабходнасці выкарыстоўвай літаратуру па рэкамендуемым cпicy i інш.
- У кожным пытанні звярні ўвагу на:гістарычныя паняцці (трэба растлумачыць значэнне);
- гістарычныя даты;
- гістарычныя імёны.
- Праглядзі карту i атлас. Знайдзі на ix аб'екты, якія трэба будзе паказаць у ходзе адказу.
- 3paбi разгорнуты план адказу.
- 3paбi вывад.